Тема урока:  Бурятский героический эпос. Поэма «Гэсэр».

 

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с героическим эпосом бурят, показать его место в эпосе народов Сибири, художественные и идейно-нравственные особенности.
  2. Развитие навыка выразительного чтения, умения анализировать поэтический текст, находить художественные изобразительные средства.
  3. Воспитание чувства патриотизма, единения и братства разных культур.

 

Оборудование:  книга «Гэсэр», текст отрывков из поэмы, презентация с иллюстрациями из поэмы.

 

                                                        Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, когда то там, то тут вспыхивает межнациональная рознь, мне радостно сознавать, что,  начиная со второй половины 17 века, русский и бурятский народы живут на забайкальской земле в дружбе и сотрудничестве, осваивая этот чудесный край, роднясь и братаясь друг с другом, перенимая друг у друга обычаи, традиции, способы хозяйствования.

 

И свой урок я решила посвятить произведению бурятского народа, которое интересно и бурятским, и русским  детям. Тема нашего урока – Бурятский героический эпос. (запись в тетради)

 

       В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами (запись в тетрадь). Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири. Улигеры чем-то сродни русским  былинам. Улигеры исполнялись только перед какими-то важными событиями: большой охотой, дальним походом, во имя исцеления больных. Считалось, что исполнение героических поэм способствует прозрению слепых. Имелись также запреты на исполнение улигеров: нельзя было исполнять их днем, в присутствии посторонних, ради праздного любопытства.       В бурятском героическом эпосе, как и в русских былинах, главными героями были богатыри, которые защищают свою землю, отправляясь в путешествие. Вымысел сочетается в них с  элементами реальной жизни бурятского народа: его основными занятиями (скотоводство, охота), бытом, традициями. В этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе. В образах былинных богатырей воплощены героические идеалы народа - идеалы мужества и доблести, благородства и самопожертвования, любви к родной земле. Эти качества воспитаны всем ходом исторического развития и той вековой борьбой, которую приходилось вести народу, защищая от врагов свой род, свое племя. Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа .

 

        Исполнители улигеров  были талантливые люди с хорошей памятью – улигеры были большими по объему, до 12 тысяч стихов, и запомнить их надо было наизусть. Исполнителей улигеров называли улигершИнами (запись в тетрадь).  Улигершины были очень уважаемыми и почитаемыми людьми. Обычно их сажали на белый войлок, на самое почетное место, под локоть улигершину клали подышечку-олбок, рядом ставили чашку с водой. Ничто не должно было прервать исполнение эпоса. Это бы означало прервать деяния героя. Сказитель как бы перевоплощался в героя. Сказитель должен был обладать безукоризненной памятью, чтобы без пропусков и искажений, как того требовала традиция, передавать огромные эпопеи, состоящие из тысяч стихов. Улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему. Оценку его исполнению давали слушатели, хорошо знавшие содержание улигеров. Певец должен был обладать звучным красивым голосом, музыкальным слухом, хорошо владеть словом, а главное - уметь вдохновляться. Сказитель как бы перевоплощался в героя, самозабвенно отдаваясь пению; голосом, особыми интонациями, жестами или игрой на хуре передавал особен­ности происходящих событий в эпосе. Такое состояние вдохновения приходило к улигершину только перед слушателями, Улигеры исполнялись  мелодическим  речитативом или пелись. Исполнение улигера сопровождалось мимикой, жестами. И слушатели воспринимали улигер как рассказ о действительных событиях. Наиболее известные исполнители улигеров: Петров, Тороев, Имегенов.

 

    Улигеры создавались на протяжении длительного исторического периода, их создано сотни, наиболее известные: «Аламжи Мэргэн», «Алтан Шагай» и другие.

     Но самой значительной героической поэмой бурятского народа является сказание о Гэсэре.  Бурятский героический эпос “Гэсэр” существует по крайней мере тысячелетие. Его называют “Илиадой Центральной Азии”, так как это произведение бытует у многих народов Азии. Ныне существуют три основные версии “ Гэсэра”: бурятская, тибетская и монгольская. Но именно бурятский «Гэсэр» является жемчужиной фольклора народов Азии и по художественным особенностям, и по идейно-нравственному содержанию. Эпос "Гэсэр" отражает мечты народа об идеальном царстве и справедливом правителе

      В бурятском «Гэсэре» отразилась историческая судьба и духовная жизнь бурят, память народа о своем прошлом, о своих предках и героях. В нем отразились представления бурят о Вселенной, о мире. Это  выдающийся памятник эпической поэзии мирового масштаба, популярный персонаж в фольклоре бурят. В его образе сведены воедино лучшие человеческие черты и качества. Создатели эпоса видели в Гэсэре героя с возвышенной душой и добрыми помыслами, Гэсэр идет навстречу судьбе, исполненный веры в справедливость своего предназначения.

           «Гэсэр» переведен в разные годы С. Липкиным и Вл. Солоу­хиным на русский язык,

        что сделало бурятский эпос достоянием самого широкого читателя.

“Гэсэр” – это гимн любви к своей земле. “Не допускай врага к родной земле, не жди

его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден” – вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.

Богато и интересно представлена Гэсэриада в творче­стве бурятских поэтов, художников, композиторов, мастеров театральной сцены.

 

  1. Сюжет «Гэсэра»: (зарисовки в тетради)

Главы – ветви. Представление о мире в  бурятском эпосе «Гэсэр» было трехмерным: в верхнем, небесном мире  жили небожители – тэнгрии, бессмертные боги, повелевающие разными стихиями, олицетворяющие собой противоборствующие  начала - добро и зло, свет и тьму, поэтому они делятся на  добрых и злых. Боги внешне похожи на людей, имеют свои семьи, стада, занимаются домашней работой, дружат и ссорятся, сражаются между собой, стремясь добиться абсолютной власти, в результате чего Атай Улан, глава злых восточных богов, был побежден, разрублен на части и сброшен на землю.

              В среднем, земном мире живут обыкновенные смертные люди, охотятся, разводят скот, и им нет никакого дела до небожителей. По эпическому сказанию, виновниками всех бед, обрушившихся на людей, являются именно боги-небожители: из кусков тела Атай-Улана, сброшенных на землю, нарождаются чудовища - мангадхаи, и на землю приходит зло.

      Нижним, подземным миром правит злой Эрлик. Здесь обитают дьяволы-альбины.

      Итак,  на земле воцаряется зло в виде  огромных страшных чудовищ - мангадхаев, пожирающих все живое. С ними не в силах справиться обыкновенные смертные люди. Небесные боги посылают в помощь людям на землю своего сына, Бухэ Белигтэ. Небожитель Бухэ Белигтэ спускается на землю, перевоплотившись в человека – заново родившись, он получает имя Гэсэр. Гэсэр заново рождается на земле в нищей семье, ибо только человеческое дитя, рожденное в семье бедняков, может, по мысли слагателей эпоса, понять горе и чаяния народа, муки людские. В этом – истинная поэзия и истинная народность, потому что  основа народной поэзии – человечность.Земная жизнь Гэсэра показана с его первых подвигов до заключительного момента. Он, как многие сказочные герои, растет не по дням, а по часам, женится, бьется с чудовищами и побеждает их. Большую часть времени он проводит в походах. В его богатырские дела входит и охота на дикого зверя. Гэсээр имеет большую родню, в походах ему помогают звери и птицы. Гэсэр наделен самыми лучшими человеческими качествами: возвышенной душой и добрыми помыслами. Его конь – друг и советчик.  Гэсэр совершает множество подвигов: уничтожает всех мангадхаев, искореняет зло, утверждает добро и справедливость, и на земле наступает счастливая мирная жизнь.

        Героическая поэма поражает читателя  величием изображения  окружающего мира, грандиозностью разворачивающихся событий, титанизмом противоборствующих сил.             Когда Гэсэр уничтожает всех врагов человечества, отец повелевает ему вернуться на небо, но Гэсэр отказывается: он навеки полюбил землю и ее людей. Тогда отец разгневался на него, и вместе со своими богатырями  Гэсэр был наказан: они были превращены в немые человекоподобные скалы. Есть у бурятского народа легенда, что и поныне эти названия украшают Саянский горный хребет и напоминают людям  об их великом заступнике, который рожден был на небе, чтобы покарать неправду на земле, уничтожить звериный закон пожирания слабых сильными.

 

  1. Беседа:

 - Ребята, кого вам напоминает образ Гэсэра и сам сюжет поэмы? (связь с Библией и образом Иисуса Христа). Это не случайно. Представления о Добре и Зле у разных народов и разных религий одинаковы. В этом глубинная связь и сокровенный смысл гуманизма, человеколюбия.

- А какие другие произведения фольклора и чем вам напоминает поэма? (сказка, былина, легенда).

 

  1. 4.      Чтение учителем и учащимися отрывков из «Гэсэра». Презентация иллюстраций.  «Бой с мангадхаем».
  2. 5.      Анализ поэмы (изобразительные средства).

   Поэма «Гэсэр» богата изобразительными средствами.

  В поэме используется олицетворение – наделение живой сущностью солнца, ветра, дождя. Многие положительные и отрицательные персонажи обладают способностью к оборотничеству: например, Гэсэр подстреливает сороку, ворону и «волшебным словом» превращает их в туши изюбря и лося, а большой придорожный камень – в наголовное украшение своей жены, своего коня превращает в ремень и прячет его за пазуху, а себя превращает в двух босоногих мальчишек и т.д. Использована в поэме и магия: брат Гэсэра заговаривает черную стрелу и произносит заклинание, этой стрелой он поражает расположенный на затылке  глаз чудовища.

              В «Гэсэре» есть, как и в сказках, сказочные предметы, существа: вещая книга судеб, раскрыв которую, герои узнают  свое будущее, волшебная палочка, волшебный силок, волшебная трубочка, помогающая от всех болезней, красный камень задай, вызывающий бури и ливни и т.д. Сказочное существо – белый жаворонок – исцеляет от болезней, у Гэсэра есть два небесных коня. Чудовища, с которыми сражается Гэсэр, обладают  чудодейственными способностями, исполинскими размерами, отталкивающим обликом. Огненное страшилище Гал Дулмэ имеет на спине  сто тысяч глаз, на груди сорок тысяч глаз и самое страшное око, в которое только и можно поразить его, - на макушке его  конь величиной с огромную гору. Присутствуют в эпосе и  сказочные мотивы: герой, вторично рожденный на земле, растет, как в сказке, не по дням, а по часам. В сказках герой часто отправляется на поиски невесты, в сказках по возвращению героев домой обычно устраивается пир, пиром венчается и возвращение Гэсэра  после каждого совершенного им подвига.

Но в то же время в эпосе нашла отражение и реальная действительность. На земле Гэсэр вторично рождается и живет в солнечной стране Жаворонков, по всем характерным признакам напоминающей сибирский край: тайга, где растут кедры, лиственницы, встречаются аршаны - целебные источники, где обитают косули, изюбры, маралы, лоси, описываются сопки и степи, где пасутся  отары овец, стада коров, табуны лошадей, упоминается Байкал, Лена. Деталью реальности является и описание в поэме общественного устройства: люди живут родами, большую роль играют женщины (эпоха материнства), но в то же время  явно преобладают черты отцовского рода и военной демократии: мужчины занимают главенствующее положение. Наблюдается и имущественное неравенство, в сказании бесспорно и наличие военной аристократии, из среды которой уже выделились ханы, имеющие постоянные дружины.

 

Найдите в тексте поэмы известные вам изобразительные средства.

 

 5. Заключительное слово учителя о современном положении, о взаимоотношениях русских и бурят, о дружбе народов и диалоге культур. Слайды.

 

Краеведческие творческие работы для уч-ся 5-8 классов (диктанты, изложения, сочинения) по книгам Г.Р. Граубина.

5 класс

 

Тема урока: Диктант  «Родина»

 

Задачи:

1. Произвести входящий контроль орфографической и    пунктуационной грамотности, умения  выполнять грамматическое задание.

2. Привлечь учащихся к изучению истории и природы малой родины, воспитание чувства патриотизма

 

Оборудование: презентация о Забайкалье, карта Забайкалья

 

                                                           Ход  урока:

 

  1. Вступительное слово учителя. Орг. момент.
  2. Диктант.

 

       Слово Родина – дорогое для всех нас слово. Это наша с вами страна, которую защищали от врагов наши предки. Россия одна на всех, кто в ней живет: русские, татары, буряты.

       Но у нас  есть еще и малая родина. Это дом, в котором мы родились, улица, по которой ходим, город или поселок, в котором сейчас живем. Это наш край, Забайкалье. Такой интересной истории, как у нас, нет больше нигде. И такой удивительной природы тоже. Великий русский писатель А.П. Чехов, побывав в наших краях, с восхищением писал: «Забайкалье – превосходный край!» Чтобы полюбить свой край, свою Родину, надо знать его историю. Изучайте свой край, любите его, берегите его природу!

 

  1. Грамматическое задание:

1 Найдите и подчеркните однородные члены.

2.Составьте схему предложения с прямой речью.

3. Найдите побудительное предложение.

4. Сделайте фонетический разбор слова «живём» (1 вар.) и слова «посёлок» (2 вар.)

 

Тема: Изложение «Кедры».

 

Задачи:

 

  1. Развитие письменной речи, проверка орфографической и пунктуационной грамотности. Обучение сжатому изложению с целью подготовки к ГИА.
  2. Воспитание бережного отношения к родной природе.

 

                                                         Ход урока.

 

  1. Чтение текста.

 

       Есть в нашем крае растение, к которому у забайкальцев особое отношение. Правильное название его – сибирская,  или кедровая сосна. Но обычно люди называют его просто кедром.

      Никого не могут оставить равнодушным кедровые леса. Высокие стройные стволы окружают человека, как колонны величественного храма.

     Древесина  кедров красивая и может использоваться для производства самых различных изделий. Но люди очень ценят кедровые леса, и в нашей стране их не разрешают вырубать.

     Однако кедровые деревья ценны не только этим. На их ветвях созревают   шишки, в которых скрываются крупные семена – вкусные кедровые орешки. Это настоящий подарок природы людям и диким животным.

     Белки и бурундуки собирают их на деревьях, мыши разыскивают упавшие семена на земле. Даже огромный медведь и маленький хищный соболь не пройдут мимо кедровой шишки. Жирные семена кедра позволяют животным не только сытно пообедать. Еще важнее для них накопить запасы жира, чтобы благополучно перезимовать. Охотники давно заметили, что чем богаче урожай. Кедровых орехов, тем больше на следующий год животных в лесу.

    Жители Забайкалья каждую осень отправляются в тайгу за лесным урожаем. Кедровые орехи используют как лакомство, а также из них готовят различные продукты: целебное кедровое масло и даже ореховое молоко. Добыча кедровых орехов – давняя народная традиция в Забайкалье.

    Самая большая угроза для кедровых лесов – это лесные пожары. Люди должны сберечь кедры, не вырубать их, охранять от огня.

  1. Изложение.
  2. Самопроверка.

 

 

 

Тема урока: Диктант «Грибы»

 

  1. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч-ся, умение выполнять грамматическое задание.
  2. Дать сведения о грибах Забайкалья и правилах их употребления

 

Оборудование: презентация о грибах, карта Забайкалья

 

                                                 Ход урока

 

  1. Вступительное слово учителя. Орг. момент.
  2. Диктант.

 

       Осенью в лесу прорастают одни из самых загадочных  его обитателей – грибы. В Забайкалье люди чаще всего собирают грузди, рыжики и маслята. Это лесные грибы. А вот шампиньоны часто растут на сырых лугах.

      Однако среди грибов можно встретить ядовитые. Отравление грибами опасно для жизни человека. Иногда бывают опасными даже обычные съедобные грибы, если в них попадают вредные для здоровья людей вещества.

        Иногда люди, собирая грибы, наносят вред лесу. После них остается поврежденная лесная подстилка. А несъедобные грибы безжалостно топчутся ногами или разламываются палками. Но ведь даже несъедобные грибы очень нужны лесу. Они разрушают старую древесину, очищая лес, служат пищей для различных лесных животных. Люди не должны понапрасну губить даже то,  что кажется им бесполезным.

   

        3. Задание:   Нарисуйте известные вам грибы, подпишите название.

 

 

 

6 класс

 

 

Тема урока: Изложение «Зимующие птицы» (с элементами сочинения)

 

Задачи:

 

  1. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч-ся
  2. Дать знания о зимующих в Забайкалье птицах, привлечь уч-ся к помощи птицам
  3. Развитие навыка изложения текста. Воспитание  гуманного отношения к природе

 

Оборудование: комп.презентация о птицах

 

                                                      Ход урока

 

  1. Вступительное слово учителя

2. Чтение текста.

 

        Зимой многие из птиц прилетают к человеческому жилью в поисках пищи. На голых ветвях деревьев птицы видны издалека.

        Самыми обычными из наших пернатых соседей являются воробьи. Правда, в морозы не услышишь их задорного чириканья. В это время они стараются спрятаться в укромные места, иногда даже забираются внутрь построек. От человеческого жилья воробьи не улетают. Здесь они всегда могут найти остатки пищи и семена сорных растений. В феврале, когда начинает пригревать солнышко, воробьи оживляются. Они не боятся человека и обязательно прилетят на кормушку, если туда высыпать горсть семечек или зерен.

      Воробьи, вороны и голуби – постоянные соседи человека. Зимой же становятся заметны и гости. Чаще всего это синицы, прилетающие к жилью из ближайшего леса. На кормушках они любят подсолнечные семечки, кусочки несоленого свиного сала.или сливочного масла.

     Самые красивые из наших зимних птиц – свиристели. Их легко узнать по большому хохолку. В окраске этих птиц есть яркие желтые, красные и черные пятна. Зимой издалека слышен их тонкий нежный свист, из-за которого эти птицы и получили свое название. Свиристели живут в долинах рек, где питаются плодами яблони, боярышника и шиповника. Заманить их на кормушку непросто. Для этого нужно выложить на нее заранее собранные ягоды.

     Среди зимних гостей могут встретиться  яркие с розовым брюшком снегири и жители леса дятлы и поползни.

       Зимние морозы – серьезное испытание в жизни птиц. Прилетая к жилью, птицы ищут защиты и помощи от человека. Подкармливая их, мы делаем доброе дело.

 

Ответьте на вопрос: что ты сделал и делаешь для зимущих птиц?

 

 

Тема урока: Диктант «Жизнь муравейника»

 

Задачи:

  1. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч-ся
  2. Сообщить сведения о пользе муравьев
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

 

Оборудование: презентация о муравейниках

 

                                      Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Диктант

 

      Много интересного можно увидеть, наблюдая за жизнью муравейника. Муравьиное гнездо можно увидеть всюду: в лесу, на лугу, даже во дворе или на пришкольном участке. Неутомимые работники, муравьи встречаются нам с первых теплых дней и до самых холодов.

      Муравьиные кучи выстроены в  виде куполов, состоящих из веток, хвоинок и других природных материалов. Муравьи живут одной большой семьей. Главное место среди них занимает «царица», которая может размножаться. Остальные  муравьи – рабочие.. Они защищают гнездо от врагов, добывают пищу, ухаживают за потомством.

     Маленькие муравьи играют огромную роль в природе. Они поедают множество насекомых, защищая от них деревья и травы. Они рыхлят почву, облегчая жизнь растений.

     Важно помнить, что муравьев, как и других животных, нельзя обижать.

 

Грам.задание:

 

  1. Словообразовательный разбор слова – 1 вариант: муравейник, 2 вариант: муравьиное
  2. Найдите предложение с обобщающим словом и однородными членами, обозначьте.
  3. Найдите предложение со сравнительным оборотом.

 

 

Тема урока: Изложение «Любимый уголок природы» (с элементами сочинения)

 

Задачи:

 

  1. Развитие навыка изложения текста
  2. Воспитание бережного отношения к природе

 

Оборудование: презентация  о природе Забайкалья

 

                                     Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя
  2. Чтение текста

 

 

       Для каждого человека, который прожил в Забайкалье хотя бы несколько лет, оно никогда не изгладиться из памяти.

       В нашем Забайкалье  много чудесных уголков  Это край светлых березовых лесов, быстрых рек, бескрайних степей и холодных таежных родников.

        У каждого из нас есть свой любимый уголок природы. И даже когда ты вырастешь, он останется в твоей памяти. Спустя годы ты будешь по-прежнему его любить. Так в каждом из нас рождается любовь к Родине. Наверное, она и должна начинаться с любви к небольшому клочку земли возле родного села или города. Любовь к природе- это часть нашей любви к Родине. Человек, который любит свое Отечество, всегда будет ощущать ответственность за будущее родной природы.

 

   Опишите свой любимый уголок природы. Чем он вам нравится, почему дорог? Можно нарисовать рисунок.

 

Тема урока: Изложение «Чистая земля»

 

Задачи:

 

  1. Развитие навыка изложения текста
  2. Воспитание бережного отношения к природе

 

Оборудование: презентация по экологии

 

                                     Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя
  2. Чтение текста

 

      Мы все знаем, из чего состоит мусор. Это стекло, бумага, остатки полиэтиленовой и картонной упаковки, металлические банки.

     Брошенный на улице и в лесу мусор неприятен и даже опасен. Известно много случаев, когда человек ранил босую ногу о разбитое стекло или ржавый гвоздь.

     Мусор может сохраняться очень долго. Даже брошенная бумага будет разрушаться несколько лет.. Пластиковая бутылка или консервная банка пролежат на земле уже несколько десятилетий. Ты успеешь вырасти, а они по-прежнему  будут огорчать людей видом замусоренной территории. Если этот мусор никто не уберет, его еще смогут увидеть твои дети.

     Стекло не разрушается совсем. Об него человек может порезать ногу  спустя сто или двести лет. Таким человеком может оказаться твой внук или правнук.

     С каждым годом количество производимого людьми мусора увеличивается. Единственный выход состоит в том, что мы должны перестать мусорить вокруг себя и вовремя  убирать появившийся мусор. Только так мы сможем видеть чистыми наши города и села, леса и пляжи.

 

  1. Изложение.
  2. Самопроверка

Напишите о том, какой выход вы видите, чтобы окрестности нашего поселка стали чистыми.

 

 

Тема урока: Диктант  «Твой  летний отдых» (с продолжением)

 

Задачи:

1.Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч-ся, умение выполнять грамматическое задание.

2.Воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине, сознательного отношения к безопасности жизни.

 

                                    Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя
  2. Диктант

 

         Приближаются твои летние каникулы.  Это  время специально отводится для того, чтобы ты смог хорошо отдохнуть и набраться сил. Лето дарит нам солнечный свет и тепло, пение птиц и яркие цветы.

       Постарайся в это время чаще бывать на свежем воздухе. Особенно полезны занятия спортом и физическая работа, купание и пешие экскурсии, сбор ягод.

              Но во время  купания ты не должен забывать, что озера и реки могут быть опасными. Рядом с тобой обязательно должны быть взрослые. Реки в Забайкалье имеют холодную воду и быстрое течение. Ценой ошибки может быть твоя жизнь.

            Нельзя забывать и об опасности перегрева под жарким забайкальским солнцем. Солнечные ожоги не только повреждают кожу, но и могут вызывать опасные заболевания.

         Пусть тебя окружает все то красивое, что есть в природе нашего края: реки и озера, растения и животные, горы и леса. И если ты будешь бережно относиться к ним, они подарят тебе много счастливых минут.

 

Напишите, как вы собираетесь провести свой летний отдых . Какой тип текста у вас получится?

                        

 

7 класс

 

Тема урока: Диктант  «Дзерены»

 

Задачи:

 

 

  1. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч-ся, умение выполнять грамматическое задание.
  2. Дать сведения о редких животных Забайкалья.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине.

 

Оборудование: комп. презентация о дзеренах и Даурском заповеднике.

 

                                Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Диктант.

 

         В разгар зимы на просторах Южного Забайкалья стоят трескучие морозы. Пронизывающие ветры сдувают тонкий слой снега, открывая пожухлые степные травы. И каждую зиму в течение многих тысяч лет сюда из  Монголии приходили самые удивительные животные забайкальских степей – дзерены. Забайкалье для дзеренов – зимнее пастбище. Многие антилопы жили здесь круглый год.   

Дзерен – это небольшая антилопа, всю  жизнь проводящая в степи. Весь год они держатся большими стадами. Питаются  дзерены степными  травами. В сухих степях мало воды, и они могут подолгу не пить.

В разных районах Забайкалья встречаются села с названием Зерентуй. Все они происходят от слова зерен. Так эту антилопу называли в прошлом. Когда люди пришли в степь, они стали охотиться на антилоп. Поэтому их становилось все меньше и меньше. Особенно быстро антилопы стали исчезать в последние десятилетия. После создания на юге Забайкалья Даурского заповедника дзерены стали восстанавливаться. Не все люди понимают, что эти красивые антилопы – настоящая гордость Забайкалья. Если люди не смогут их сохранить, наши степи останутся навеки пустыми. Тогда и нам, и нашим потомкам никогда не удастся увидеть, как же должна выглядеть настоящая забайкальская степь, по которой стремительно несутся грациозные антилопы.

 

Анализ  текста

 

  1. Определите тему и идею текста.
  2. Какое изобразительное средство используется при описании мороза и ветра в 1 и 2 предложении?
  3. Определите тип и стиль текста

 

 

Тема урока: Изложение «Приятного аппетита»

 

Задачи:

 

  1. Развитие навыка изложения текста, развитие письменной речи
  2. Сообщить уч-ся полезные сведения о растениях Забайкалья
  3. Воспитание любви к родной природе.

 

                                         Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя
  2. Чтение текста

 

         В осеннем лесу можно всегда набрать ягоды и грибы, а в кедрачах – орехи. Но и в неурожайный год не останешься в наших краях голодным. Из семян повелики получается отличная каша, даже вкуснее, чем гречневая или ячневая. Из семян дикуши можно испечь хлеб. Когда настоящего хлеба не хватало, забайкальцы так и поступали. Можно накопать корневища камыша. Он растет повсюду в мокрых местах. Муку из него добывают также, как крахмал из картошки. Измельчают и дают отстояться. Хлеб из такой муки пышен и приятен на вкус.

        Иван-чай – это не только заварка, но и хлеб, полученный из корней. Молодые побеги вполне заменяют капусту, а листья идут на салат. Если же к нему добавить еще и листья  одуванчика, будет просто объеденье. Из семян иван-чая   выжать постное масло.

       Лопух – кладезь для таежного кулинара. Отваришь корни – получишь заменитель овощей. Вываришь – будешь есть повидло. Высушишъ – будет про запас мука. Пожаришь – напьешься кофе. Из корней саранки можно сварить кисель.  

        Перечислять можно очень долго. Знающий человек никогда не останется в наших краях голодным. В зимнюю пору в тайге из-под снега выкопать ягель, олений мох. Если его отварить и выпарить, будете сыты, как после праздничного обеда.

        Но надо хорошо знать все эти растения, не ошибиться. Иначе можно вместо пользы принести вред здоровью.

 

3. Изложение.

     4. Самопроверка.

 

7-8 класс

Тема урока: Диктант  «Давайте как в Японии»

 

Задачи:

 

 

              1.Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность уч-ся, умение  выполнять грамматическое задание.

  1. Воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине.

 

Оборудование: комп. презентация о природе Забайкалья.

 

                                Ход урока:

 

 

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Диктант.

 

        Япония – небольшая страна. У японцев нет таких богатств, как у нас. Не только подземных, но и наземных, растительных. Поэтому они берегут каждый кустик и веточку. Когда у них начинает цвести сакура, дикая вишня, это праздник для всей страны. Горожане на машинах и электричках едут поближе к местам, где она растет. Едут с фотоаппаратами и биноклями. И обязательно берут с собой ребятишек.

      Японцы не просто смотрят на цветущую сакуру. Они ею любуются, как мы картинами  лучших художников. Немцы подсчитали, что одна прогулка в лес экономит человеку две марки: дает  снимая с него усталость, улучшая сон и доставляя в работе силы.

       Мы еще не все умеем беречь природу. Японская писательница Отиха Симахара, когда приехала в Забайкалье, ужаснулась, увидев людей с огромными букетами подснежников и с охапками багульника. «Разве они не могли полюбоваться ими в лесу? Зачем они их умертвили?»-воскликнула она.

        Если бы мы относились к природе так, как японцы, у нас не было бы Красной Книги и исчезающих видов растений и животных.

 

  1. Нарисуйте забайкальский багульник и подснежники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Литературный праздник

 

                            «Вечные зарницы классики»

 

Оформление сцены:  портрет А.П.Чехова, цветы, высказывание «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», мультимедийный аппарат, экран.

 

На сцене появляются двое: Сережа и Вика, современные школьники.

 

Сережа: Привет, Вика, куда торопишься?

Вика: Привет, Сережка. Да вот, в библиотеку надо, Татьяна Иннокентьевна велела Чехова взять.

Сережа: О-о-о, Чехов… Скучища! Кому он сейчас, в наше время, нужен, этот Чехов!

Вика: Ну что делать, раз надо по программе, значит, надо. Мне пятерка по литературе в аттестат нужна.

Сережа: И куда только Министерство образования смотрит! Давно пора этого Чехова отменить, зачем нам его читать, он уже устарел давно, тем более у нас, в Забайкалье…

Вика: Ну ладно, Серега, ты вечно философствуешь, а мне действовать надо. Побежала я!

 

Сережа  (один) Да-а-а, тяжела жизнь подростка… (Идет медленно, опустив голову. Вдруг слышит тихий плач. Навстречу бредет маленький мальчик в телогрейке, шапке, валенках, потрепанный и грязный.)

 

Сережа: Эй, ты кто? Чего ревешь?

Мальчик: Ванька я, Жуков. Меня хозяин опять побил. А ты кто?

Сережа: Я? Петлин Сергей, ученик 10 класса Дровянинской школы.

Мальчик. Коли ты ученик, у тебя, небось, и перо есть, и бумага. Дай мне письмо дедушке написать.

Сережа: Пера нет, а вот ручка, тетрадка, бери, пиши, не жалко.

 

Мальчик усаживается за парту (парта стоит в углу сцены). Свет приглушается, освещая только этот угол. Сценка по рассказу А.П. Чехова «Ванька». Ванька Жуков, всхлипывая, пишет письмо дедушке) Сережа присаживается в сторонке и наблюдает. После инсценировки мальчик уходит. Сережа один.

 

Сережа: Да-а-а, ничего себе. Жалко пацана. Сколько их сейчас, по детдомам мыкается, у кого родители умерли, у кого их лишили родительских прав. Надо бы ему подсказать, чтоб письмо-то по электронной почте отправил, по Интернету, так быстрее бы дошло.

 

Внезапно раздается шум, крики. Сережа прячется за колонну. Выходит толпа народу. Сценка по рассказу «Хамелеон).

 

Сережа (оставшись опять один):

Ну дела… паразит какой этот Очумелов, хитрюга. Вот из-за таких у нас милицию-то и не любят, ментами называют, мусорами.

 

Раздаются подвывания, и на сцене появляется больной с перевязанной щекой. Идет инсценировка по рассказу «Лошадиная фамилия».

 

Сережа: Как я понимаю этого мужчину. У меня один раз тоже зуб прихватило. И поликлиника как раз закрыта была, и врача не было, пришлось меня в Читу везти. Вот намучился-то!

 

Появляется Вика.

Сережа: Ну что, взяла своего Чехова?

Вика: Взяла! Последняя книжка досталась! А ты чего тут торчишь до сих пор?

Сережа: Слушай, я тут такое тут увидел! Мальчишке одному, которого хозяин бьет, помог письмо дедушке написать. Потом какой-то Очумелов с Хрюкиным тут ругались, а потом, представляешь, видел, как зубы лечили больному.

 

Вика: Да ты, Сережа, пока я за книгой Чехова ходила, видимо, с героями его произведений встретился!

 

Сережа: Да ты что? А как интересно-то было! И как будто это в наше время, а не ХIХ век.

 

Звучит музыка  Е. Доги.

 

Сережа: Слушай, какая музыка красивая, и, кажется, вальс.

 

Вика. Угадал. Это вальс  Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Между прочим, фильм снят по рассказу Чехова «Драма на охоте».

 

Сережа:  Тогда приглашаю тебя на вальс.

(Танцуют).

 

Сережа: Слушай, мне так интересен стал теперь Чехов, хоть он и далеко от нас жил, и давно.

Вика. Далеко! А знаешь ли ты, что Чехов и в нашем Забайкалье был, в Чите?

Сережа: Не может быть! Расскажи!

Вика: Что, интересно?

Сережа: Конечно!

Вика: Ну, тогда, смотри и слушай с самого начала!

 

На экране мультимедиа появляются слайды  о жизни А.П. Чехова, на сцену выходят ведущие (учащиеся старших классов) и кратко рассказывают о жизни и творчестве А.П.Чехова.

 

 1 вед   А.П. Чехов родился 29 января 1860 г. в городе Таганроге. В семье, кроме него, было еще пятеро детей – четыре брата и сестра. Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелкой лавки. Сам себя он называл коммерсантом. Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом церковном хоре. Лавочка работала с 5 утра до 11 вечера, а дети еще успевали учиться в гимназии  и осваивать ремесло. Антон учился на портного. В

третьем классе гимназии Антон застрял на второй год, и его отсадили на «камчатку».

 

2 вед.   Антон рано начал увлекаться театром и литературой. Первое его произведение было написано для театра и называлось «Безотцовщина». Чехов написал его еще подростком. С соседскими ребятишками они ставили любительские спектакли. Любили переодеваться, накладывать грим, используя жженую пробку. Однажды Антоша переоделся в нищего старика и пошел к своему дяде просить милостыню. Дядя не узнал его и пожаловал пятачок. Антон Павлович хранил его всю жизнь как первую медаль за театральное искусство.

 

 1 вед.    1895 год…Братья Чехова переезжают в Москву и становятся студентами. Отец разорился. В Москву вскоре перебралась вся семья Чеховых, за исключением Антона – он остался в Таганроге заканчивать гимназию. Ему приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками.

2 вед.  1879 год. Антон Павлович переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы Чехов активно сотрудничает с юмористическими журналами, работая под псевдонимом «Антоша Чехонте» и другими. Он пишет небольшие сатирические рассказы, но в них уже чувствуется талант писателя. Героями рассказов «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Сельские эскулапы», «Злоумышленник» становились «маленькие люди» из города и деревни. На гонорары от рассказов Антон Павлович содержит всю семью.

 

 1 вед.   В 1884 году Чехов заканчивает университет и приезжает в г. Воскресенск, который расположен под Москвой. Здесь семья Чеховых снимает дачу в имении Бабкино. В 1985 г. в печати появляются первые чеховские рассказы нового типа. Комическая сторона больше не играет в них главной роли. Серьезные темы заявлены в таких произведениях, как рассказы для детей «Ванька», «Каштанка», и рассказы для взрослых «Крыжовник», «Человек в футляре», «Душечка».

 

 2 вед. В эти годы Антон Павлович работает по специальности – земским врачом в больнице недалеко от Звенигорода. Но в конце концов Чехов осознает, что его истинное призвание не в медицине, а в литературе.

 

1 вед.  В 1890 г. А.П.Чехов, совершая путешествие на Сахалин, побывал проездом и в Забайкалье. Цель его поездки на Сахалин, который в то время был островом каторги  – изучение жизни народов, оказание медицинской помощи, проведение переписи населения. Железная дорога доходила тогда до восточных склонов Урала. Поэтому огромный путь через Сибирь от Тюмени до Сретенска был для Чехова, по его выражению, почти сплошным «конно-лошадиным странствием». Эта поездка была общественным подвигом Чехова. Несмотря на нездоровье и все трудности передвижения по сибирскому тракту, писатель отправился  на Сахалин, на место невыразимых страданий.

 

2 вед.  Природа Восточной Сибири дала Чехову яркие неповторимые впечатления: он неоднократно досадовал, что его друг, знаменитый художник Левитан, не поехал с ним и не смог увидеть замечательные сибирские пейзажи. В воскресенье, 17 июня 1890 г., Чехов приехал в Читу и пробыл здесь несколько часов. Сами читинцы называли тогда свой город «старой песочницей». Чехов останавливался в гостинице «Даурское подворье».   По беглому впечатлению, Чита показалась Чехову неприглядной. Во вторник, 19 июня, Чехов был в Нерчинске. Затем он добирается до Сретенска и оттуда по Шилке на пароходе «Ермак» плывет до Амура, а затем далее, на Сахалин.

 

1 вед.   Если сама Чита Чехову не понравилась, то от природы Забайкалья он был просто в восторге. В письмах к родным и друзьям он писал: «Забайкалье великолепно… Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии… Превосходный край. Вообще говоря, от Байкала начинается поэзия, до Байкала же была проза… В Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь – уж Полтавская губерния. И так всю тысячу верст».

2 вед.  В Забайкалье Чехов пробыл в общей сложности  шесть суток, преодолев за это время  в повозке тысячу верст. При таком стремительном передвижении нельзя, конечно, было составить полного представления о природе и о людях края, да писатель здесь к этому и не стремился. Его зарисовки, отдельные замечания и характеристики часто отражали  лишь «чувство первого впечатления» от ярких  и своеобразных картин Забайкалья. Чехов намеревался написать путевые очерки о Байкале, Забайкалье и Амуре. Но после посещения Сахалина у писателя уже не было сил и возможности возвратиться к обработке дорожного «короткого дневника карандашом». Судьба этих записей осталась неизвестной.

 1 вед.    Чехова печалило все мрачное и неприглядное, что он видел в старой, кандальной Сибири. Но он твердо верил в неизбежность прихода ее светлого и счастливого будущего. На берегу великой  сибирской реки он написал, что здесь «жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая и во сне не снилась. Какая полная, умная, смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

 2 вед.   Наш современник, забайкальский поэт М. Вишняков написал стихотворение «Чехов в Забайкалье».

 

                   Чехов в Забайкалье.

 

-Доктор, в России так трудно веселым и честным,

Сложен, трагически необъясним их путь…

Вздрогнет и побледнеет Антон Павлович Чехов,

Ляжет и долго, долго не сможет уснуть.

Длинная ночь! О, когда еще кругом спасательным

Бросится солнце в проклятую тьму?!

Длинная ночь обрекает веселых писателей

На растерзанье себе самому.

Дьявол сомнения приходит и ждет у порога

Ясных ответов – таких, чтобы сердце ожгло:

-С кем же вы будете, доктор?

-С кем буду? С народом.

-Этого мало.

-Нет, это превыше всего.

Только дойти б к нему пыльным разбитым проселком

И, достучавшись до самой далекой избы,

Так и остаться на простенькой струганной полке

Грустным рассказом его невеселой судьбы…

Кончится ночь. За окошком рассвет голубеет…

Чехов, измученный, глаз не сумевший сомкнуть,

Снова по диким степям Забайкальской губернии

На Сахалин продолжает свой путь.

Вьется дорога вдоль рек, через Шилку и Нерчинск.

Сыплют дожди. Лошаденки то шагом, то вскачь.

Едет в пролетке столичный писатель и врач.

Ладно бы голову – душу прикрыть ему нечем.

В незащищенности этой болезненно-острой,

                                      В крепости духа – знобящая брешь.

Все мы имеем свой маленький каторжный остров

Горьких сомнений и добрых веселых надежд.

Вот и опять я коснулся совсем ненароком тех,

Кто твердил мне упорно и зло:

-С кем же ты будешь?

-С кем буду? С народом.

-Этого мало.

-Нет, это превыше всего.

Может быть, в жизни под низкими крышами

То, что нетленно, что мне суждено обрести:

Дух совестливости, дух сострадания –

То, что превыше

Всяких соблазнов на вечно неровном пути.

 

1 вед.      Некоторые исследователи утверждают, что если бы не было этой поездки на Сахалин, остров каторги и ссылки, не было бы не только чеховской книги о Сахалине, но и произведения «Палата № 6». Наш современник, режиссер К. Шахназаров снял по этому произведению фильм, действие которого происходит в наши дни. Это еще раз подтверждает, насколько актуальны и современны чеховские произведения.

 

(Демонстрируется фрагмент из худ. фильма «Палата № 6».)

 

Появляются Сережа и Вика.

 

Вика: Ну что? Как тебе?

Сережа: Никогда бы не подумал, что Чехов так интересен и современен. И герои его как будто не в 19 веке живут, а сейчас, с нами. И о Забайкалье опять же как здорово он написал! Нет, беру свои слова  обратно. Чехов интересен. Чехов актуален!

Вика: Чехов вечен!

Сережа: Побегу в библиотеку, может, там еще Чехов остался!

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz