ВВЕДЕНИЕ

 

        Мой юный друг! В школе ты изучаешь различные предметы: историю и литературу, математику и географию. Ты узнаешь о том, какая природа в Австралии и как раньше люди жили во Франции, какие книги написаны умными писателями. Это все очень важно и нужно. Но не менее важно знать не только о далеких странах, но и о том небольшом кусочке огромной земли, на котором ты родился и живешь, на котором живут и твои родители, и, возможно, будут жить твои дети и внуки. Это твоя малая родина. Это наше Забайкалье. Его история и культура чрезвычайно богаты и интересны. Как складывалась здесь жизнь  в эпоху древности, как осваивался наш край русскими казаками-землепроходцами, как устанавливались границы с соседними государствами?

       Ученый, революционер П.А.Кропоткин сказал: «История маленькой Читы была историей всей России». Превращенный царским правительством с середины ХVII века в место каторги и ссылки, наш край принимал потоки каторжан и ссыльных, которые были участниками многих исторических событий, происходивших в России и даже за рубежом. Забайкалье знало многих замечательных людей, много интересных судеб. А характер коренного забайкальца, его неповторимые черты, а предания и сказы, песни, сказки и легенды – сколько замечательного таит в себе история и культура нашего края!      Неповторимым колоритом отмечены быт и фольклор коренных народов Забайкалья – бурят и эвенков. Несколько столетий живут они бок о бок с русскими, и общими стали и земля, и судьба, и история. Об этом и многом другом ты узнаешь из этой книги по  краеведению.

        Краеведение – это значит ведать, т.е. изучать край, свою малую родину. Изучать не только для того, чтобы знать, как раньше жили твои предки, но и для того, чтобы в будущем сделать  этот уголок земли еще лучше, красивее и богаче. Наш край богат не только своей историей и культурой, но и природными ресурсами. Как правильно распорядиться ими, какую жизнь организовать в будущем – это зависит и от тебя: ведь через несколько лет именно ты и твои сверстники станете взрослыми и будете полноправными хозяевами своего края, нашего Забайкалья. Будущее Забайкалья принадлежит тебе. Зная историю и культуру своей малой родины, научившись беречь ее, гордиться ею, хорошо зная экономическое положение Забайкалья, ты сделаешь его будущее счастливым и благополучным.  Гураны...Гураном называют и грациозную дикую косулю, обитающую в Забайкалье, и коренного жителя, в ком слилась кровь русских и бурят. Именно о таких гуранах пишет в своем стихотворении забайкальский поэт Виктор Балдоржиев:

 

                                  Над степью бурятской бураны,

                                                    Знобящий студенистый снег.

                                       И житель здесь прозван гураном,

                                                    Чалдонской земли человек!

 

                                                     Мы к этим границам России

                                                     Корнями навек приросли.

                                                     Не каждому в мире по силам

                                                     Быть жителем нашей земли…

 

             Итак, в путь, мой друг, начнем путешествие в прошлое, откроем первую страницу истории Забайкалья…

                                                                                                                               Автор.                       

 

                                                    ЧАСТЬ  1

 

                                ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

                                                  ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

                                            § 1.  ПОНЯТИЕ ОБ АРХЕОЛОГИИ КАК НАУКЕ

 

           На обширных просторах Забайкалья рассеяно  множество археологических памятников: стоянки первобытных людей и их  погребения, наскальные изображения, останки городищ и развалины дворцов. Это немые свидетели интересного и богатого событиями прошлого нашего края.

           Природные условия Забайкалья в древности были  вполне благоприятны для жизни людей. В дремучей тайге было множество зверей, полноводные реки изобиловали рыбой, на степных просторах могли круглый год найти  себе пропитание тысячные стада скота и табуны лошадей. Еще   три тысячи лет назад Забайкалье было богато своими недрами: медью, оловом, золотом и серебром. Поэтому неудивительно, что Забайкалье было заселено человеком еще в глубокой древности. Сотни племен и народов проживали на территории края, и многие из них создали самобытную и интересную культуру, которая заслуживает того, чтобы о ней знали наши соотечественники.

          Основываясь на данных археологии и немногочисленных письменных источниках, ученые Забайкалья написали увлекательные книги о древности Забайкалья, начиная с древнейших стоянок  каменного века и вплоть до памятников монгольской эпохи. «Археология» – слово греческое. Означает оно – «наука о древности». Археология изучает прошлое человечества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребений), найденным, главным образом, при раскопках. Согласно основополагающей теории, становление первого человека произошло 2-3 миллиона лет назад в Восточной Африке, а письменность появилась только каких-нибудь 5-6 тысяч лет назад, и только с этого времени люди стали высекать на скалах, вырезать на каменных плитах какие-то  надписи. А о том, что происходило раньше, до появления письменности, мы узнаем прежде всего от археологов. Археологам принадлежит также честь открытия письменных источников, поэтому археология стоит в числе первых наук в изучении истории человечества. Зачатки археологии были уже в древности, но окончательно археология как наука сформировалась в первой половине ХIХ века. И хотя наши предки, жившие сотни тысяч лет назад, давно умерли и их тела истлели, это не значит, что от них не осталось никакого следа. Под слоями земли, а иногда и на поверхности археологи обнаруживают вещественные памятники прошлого: древние орудия труда, оружие, посуду и украшения, кости животных и останки самих людей. Ученым-археологам эти предметы могут рассказать об очень многом. О том, как жили наши  далекие предки, какими способами они добывали средства к существованию: охотой,  скотоводством или земледелием, каков был у них уровень производства и какой общественный строй, какая религия и даже как они сами выглядели.

        Археология связана с другими науками: геологией – она поможет по слоям определить возраст древней стоянки; с антропологией – наукой, по сохранившимся человеческим костям определяющей возраст, пол и расу того, кому эти кости принадлежали. Археологи охотно используют данные этнографии – науки, занимающейся изучением жизни и быта, нравов и обычаев народов и племен.  В последние годы ученые-археологи все чаще  используют достижения  и таких наук, как физика и химия. Физики открыли ряд методов, при помощи которых удается  довольно точно определить возраст найденных костей, предметов из дерева, тканей, глиняной посуды. И в конце концов мертвые памятники древности оживают. Археолог как бы заставляет их говорить, и они на своем языке рассказывают увлекательную повесть о седой старине.

          Некоторые представляют себе археолога кем-то вроде землекопа: лопата в руке; знай, копай, выкидывай землю. Но это ошибочное представление. Конечно, лопата – друг археолога, но она в ходу не все время. Археологи снимают первый слой земли примерно на глубину лопаты. Это обычный дерн. В нем вряд ли что будет интересное. Вот уже снят второй «штык» по всему раскопу, и тут начинается «культурный слой», следы проживания древних людей. Постепенно после ухода с этого места людей на месте бывшей стоянки над культурным слоем  нарастает слой пустой. Конечно, это происходит через века, тысячелетия. Могло случиться так, что по прошествии  многих веков на этом месте вновь селились люди, и тогда над пустым слоем ложился второй культурный слой и т.д. Стоянка, на которой обнаружено несколько культурных слоев, называется многослойной.

          Когда археологи доходят до культурного слоя, лопаты отступают на задний план. Ножи, ножички, шилья, кисти, щетки – вот что теперь в руках у археологов. Проворно и аккуратно  убирается  весь культурный слой. Каждая вещь пока должна оставаться на своем месте. Древняя кость может оказаться очень хрупкой. Лучше нагнуться и обдуть. По степени сложности работа археолога может сравниться с работой хирурга. Малейший промах приводит к гибели древнего объекта. В это время  художник наносит все на план, в точности отмечая, в каком квадрате, на какой глубине лежала та  или иная вещь. Все фотографируется. Находки тщательно заворачивают в пакеты, делают специальные надписи. Иногда находка так изъедена временем, что ее нельзя стронуть с места - развалится. Тогда вещь заливают  особым клеем, заворачивают во много слоев пропитанной гипсом марлей, и только когда гипс затвердел, находку с большими предосторожностями упаковывают и  отправляют в специальную лабораторию. Как видите, археологические раскопки – дело не такое уж простое.

          Археологические находки изучаются многими поколениями археологов. Найденным видам должно быть обеспечено надлежащее хранение, при котором они остались бы неизменными десятки и сотни лет. Обычно археологические находки хранятся в музеях, которые нередко имеют огромные коллекции, так называемые фонды. Число вещей в фондах во много раз превышает число экспонированных вещей. Музейные фонды – это то же, что и архивы письменных документов, что и хранилище древних рукописей. Особенно богаты фонды Государственного исторического музея в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Сотрудники  археологических отделов музеев ведут большую научную работу по изучению фондов, и эта работа – часть общей работы археологов по изучению исторического прошлого человека, по изучению развития человеческого общества.

          Ученые-археологи хронологически подразделяют древнейшую историю человечества на четыре периода: каменный, медный,  бронзовый и железный века. Понятно, что слово «век» в данном контексте не имеет значение «сто лет», оно условно.                                                                                                                                                 

                                            

                                                           ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

•1.      Что такое археология и что она изучает?

•2.      С какими другими науками связана археология?

•3.      В чем состоит трудность работы археолога?

•4.      Что такое культурный слой? Какие стоянки

      называются многослойными?

•5.      Где хранятся археологические находки?

                                 § 2.  РАЗВИТИЕ  АРХЕОЛОГИИ  ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

Первые раскопки курганов в Сибири провел в 1722 г. по заданию Петра I немецкий естествоиспытатель Д.Г. Мессершмидт. Он также собрал большие коллекции, написал труды по этнографии, истории и лингвистике народов Сибири. Дальнейшие археологические исследования проводятся в 1734 г. Г.Ф. Миллером, а в 1772 г. – П.С. Палласом под Усть-Каменогорском. Своими трудами Паллас заложил основу археологических исследований Сибири. В ХVIII веке в Восточной Сибири отбывал ссылку революционер-демократ, писатель А.Н. Радищев. Он описал древние рудники, найденные в горах Алтайских и Аргунских и указывал на  то, какую неоценимую помощь в изучении истории Сибири могут оказать археологические материалы.

            Забайкалье еще сравнительно недавно называли белым пятном на археологической карте нашей страны, оно было слабо изучено археологами, хотя здесь не меньше  древних памятников, чем в других краях нашей страны. Дело в том, что  в царское время Забайкалье было местом  каторги и ссылки, коренные жители - буряты, эвенки (тунгусы) по законам Российской империи считались  гражданами «второго сорта», «инородцами». Царское  правительство вовсе  не было заинтересовано  в изучении истории  каторжного края и древних племен и народов. Однако  образованные русские люди, побывавшие за Байкалом, все больше интересовались его историей и культурой. В 1675 г. через Даурию и Нерчинск проезжал вновь назначенный русский посол в Китай Николай Спафарий (Милеску Николай Гаврилович). Это был высококультурный человек. В пути он вел дневник, который позднее был опубликован. Из этого дневника можно узнать много интересного о нашем крае.  В ХVIII веке другие ученые и путешественники, проезжавшие по Забайкалью, обращали внимание на развалины старинных городов, на остатки первобытных стоянок, захоронений и другие следы древней цивилизации.

 Во второй половине ХVIII века в Забайкалье началось освоение ценных руд, возникают плавильные заводы. Такое освоение края дало толчок и развитию археологической науки. Начиная с середины ХIХ века, происходят некоторые сдвиги в изучении  древностей Забайкалья. В городах Иркутске, Кяхте, Чите возникают отделения Русского географического общества. Члены этих обществ усердно  разыскивали, раскапывали и описывали древние памятники. Это были краеведы–любители: учитель Мостиц А.П., врач Талько-Гринцевич Ю.Д., бывший политический ссыльный Кузнецов А.К.   Представители многих поколений российской интеллигенции ХIХ – ХХ веков составили целый ряд археологических исследований. Всех этих людей – аристократов и простолюдинов, демократов и консерваторов, любителей и ученых – объединяет неизбывный интерес к древнему прошлому Сибири и ее составной части – нашему Забайкалью. В числе этих людей можно назвать декабриста Н.А.Бестужева, революционера  П.А.Кропоткина,  его ученика, ученого И.С.Полякова, ссыльного поляка И.Д.Черского.

В 1927-1928 годах  Академия наук СССР направила в Забайкалье крупную археологическую экспедицию во главе с Г.П. Сосновским. В более крупных масштабах  археологические работы на территории нашего края  продолжались  уже после Великой  Отечественной войны. Ученые Окладников А.П., Кисилев С.В., Гришин Ю.С. обнаружили такой интересный материал, что по нему можно было нарисовать картину древнейшей истории Забайкалья. Но работа  археологов продолжается, еще достаточно «белых пятен». Земля не сразу выдает свои тайны. В наши дни археологией Забайкалья успешно  занимаются такие ученые, как И.И. Кириллов (исследования Восточного Забайкалья) и М.В. Константинов (исследования Западного Забайкалья). 

 

 

                                    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1.       Назовите первых исследователей археологии Забайкалья.

2.       Почему археологические исследования Забайкалья начались сравнительно поздно?

3.       Кто в ХIХ веке занимался археологией Забайкалья?

•4.      Назовите исследователей-археологов ХХ века и археологов – наших современников.

 

 

                                    § 3.  ЗАБАЙКАЛЬЕ В ДОЛЕДНИКОВУЮ ЭПОХУ

 

          Многие миллионы лет назад климат в Сибири был теплым и влажным, тропическим. Теплое море заливало не только все Забайкалье, но и почти всю Сибирь. Сибирь заселяли ползающие, прыгающие, плавающие и летающие твари – динозавры, рыбоящеры, зубастые первоптицы. Когда постепенно моря исчезли, оставив после себя болота и озера, в Сибири возникли сотни Везувиев – сначала в верховьях Енисея и Оби, потом в Якутии и Забайкалье. Магма и горячие водные растворы, поднимаясь из глубин земли, заполняли подземные трещины, рождая золото, серебро и алмазы. Теперь в тех местах стоят рудники и шахты, а мы пьем минеральную воду – дочь тех же древних вулканов.

           Климат в Сибири становился суше, озера и болота пересыхали, а вместе с ними вымирали и нежные водные растения – основная пища четвероногих гигантов. Их зубы и желудки не были приспособлены к грубой пище, и они стали постепенно вымирать.

 

                                                             § 4.  ВЕЛИКОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ

 

А с севера уже тянуло стужей – наступало великое оледенение. Это произошло около 200 тыс.лет назад по неизвестным пока причинам. Оледенение превращало Сибирь в холодильник, а пышные тропические леса в мрачноватую, угрюмую тайгу. Не будь этого похолодания, забайкальцы сейчас, возможно, ходили бы по дубовым лесам, отдыхали под широкими листьями пальм и лакомились в лесу грецкими орехами. Наступали ледники на Сибирь с двух сторон, взяв ее в клещи: с Урала и с берегов Ледовитого океана. Тополя, платаны, кипарисы, эвкалипты и тюльпанные деревья не выдержали их ледяного дыхания и стали отступать на юг. А с лесами стали уходить и их обитатели: обезьяны, саблезубые тигры, пестрые крикливые птицы. О том теплом тропическом климате мы теперь можем только вспоминать, сжигая зимой в своих печах диковинные древние леса, превратившиеся в бурый и каменный уголь, или собирая осенью бруснику и чернику: ведь это потомки вечнозеленых лесов, которые так и остались вечнозелеными, но превратились в карликов и вынуждены вплотную прижиматься к земле, чтобы не обморозиться в летнем наряде. Впрочем, памятников той  далекой эпохи осталось не так уж и мало. Местами в нашей тайге можно найти водяные орехи – чилим. Предки их росли еще в ту пору, когда в Сибири  цвели тюльпанные деревья. Липа, которая встречается местами в южном Забайкалье, пришла сюда не из-за Урала. Дуб, дикие абрикосы и яблони – это тоже осколки тех давних времен. Но чтобы приспособиться к новым условиям, им пришлось сильно измениться. Сейчас они мало похожи на своих прародителей, живших здесь до великого отступления. Кое-где сохранились до наших дней даже живые редкости. Так, в карстовых пещерах Сихотэ-Алиня обнаружили теплолюбивых животных и насекомых древних времен. Они сохранились до наших дней только потому, что в пещерах температура не опускается ниже + 15 градусов. Остатки этого разбитого войска составляют колонии летучих мышей, пещерные пауки и бабочки. Есть среди них и тропический кузнечик, родственники которого встречаются сейчас только в Южной Азии.

 

                                                                 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

•1.      Каким был климат Забайкалья доледникового периода?

•2.      Расскажите о ледниковом периоде. Как изменился климат? 

3. Какие  памятники доледникового периода сохранились в Забайкалье?

 

 

 

 

                                                         § 5.   КАМЕННЫЙ  ВЕК  В  ЗАБАЙКАЛЬЕ

                   

         Изначальное появление человека в Забайкалье установить крайне сложно, и вопрос этот пока еще в полной мере не выяснен. Прародиной человека принято считать Восточную Африку. Именно здесь, согласно основополагающей теории, 2-3 миллиона лет назад началось его становление. Из этого района он, проходя определенные этапы развития, постепенно расселялся по всем направлениям, в том числе и на север. Так, в Китае обнаружены следы пребывания древнего человека, названного в связи с этим синантропом  (лат. Sina – Китай). Синантропы жили в эпоху 400 -150 тысяч лет назад. Природные условия в то время существенно отличались от современных. На смену теплому климату пришло похолодание, перераставшее в оледенение. Несмотря на это, синантропы, уже овладевшие огнем и разнообразными способами охоты на крупных зверей, продолжали продвигаться на север и появились в пределах Сибири, в том числе и в Забайкалье. Изобилие и разнообразие животного мира – вот причина, почему в это суровое время люди не покинули Забайкалье, не ушли на юг. Он  уже умели изготавливать каменные орудия в виде примитивных ножей, скребел, колунов. Скопление таких изделий обнаружено на поверхности по берегам речки Гыржелунки – притока реки Хилок, в окрестностях Читы, на реке Чикой, в местности Базино в Бурятии. Не исключено, что синантроп был первопроходцем  забайкальских просторов, но археологи считают возможным открытие на юге Восточной Сибири еще более древних памятников.

            Более обстоятельны наши знания об эпохе 150 - 35 тысяч лет назад. В результате резкого похолодания на полюсах планеты образовались мощные ледниковые покровы. Огромные массы льда высотой в несколько километров поглотили северные моря и распространились на северные пространства Евразии. Это была пора Великого оледенения Земли - ледниковый период. На огромной территории, там, где сейчас находятся государства Швеция, Норвегия, Финляндия, Англия, ГДР и ряд областей нашей страны, в ледниковый период  простиралась  мертвая ледяная пустыня без малейших признаков жизни. В Приуралье и Западной Сибири ледник был уже намного тоньше, а Восточная Сибирь и Забайкалье и вовсе не знали сплошного оледенения. Причина, по-видимому, заключалась  в том, что здесь осадков выпадало значительно меньше. Влажные ветры из Тихого океана сюда не долетали – им преграждали путь горные хребты Дальнего Востока. А холодные моря, омывавшие северные берега Сибири, всегда давали слишком мало испарений. И поэтому в Восточной Сибири и в Забайкалье льда было мало, ледники образовывались только на высоких горных хребтах.  В Восточной Сибири сформировались обширные ледниковые поля, прорезаемые Енисеем, Леной и другими реками. Резко сократилась зона лесов, им на смену пришли сухие холодные степи и тундра. И животные были уже не те, которые жили здесь в предыдущую теплую эпоху. По костям, которые были найдены в Забайкалье, можно довольно хорошо представить себе, каким был животный мир  в ледниковый период. К этому времени давно вымерли  более древние бесшерстные виды слонов и носорогов. Многие животные ушли на далекий юг. Из южных животных в Забайкалье лишь изредка попадались винторогая антилопа и страус, по степям и тундрам бродили стада мамонтов и шерстистый сибирский носорог; грузный первобытный зубр и северный олень не хуже были приспособлены к новым условиям.

  В эту эпоху жили неандертальцы, занимавшие самую высокую ступень развития среди формирующихся людей. Ближайшее к Забайкалью место, где был найден скелет неандертальца, - пещера Тешик-Таш в Узбекистане. В самом Забайкалье открыты остатки поселений с культурными слоями, дающими представление о жизнедеятельности человека той эпохи, сумевшего адаптироваться к экстремальным природным условиям, научившегося в упорной борьбе за свое существование поддерживать огонь, изготавливать различные орудия труда и охоты из дерева и камня, обрабатывать шкуры животных. Около 100 тысяч лет назад неандертальцы поселились в верхнем течении р. Чикой у горы Коврижка. Здесь найдены орудия труда. Примерно 50 тыс.лет назад возникло поселение Приисковое у  с. Большая Речка на том же Чикое, где выявлено около 6 тыс. каменных изделий. Установлено, что охота велась на оленя, бизона, лошадь, медведя. Поселение времени неандертальцев – Сухотино-1  обнаружено в долине р. Ингоды у Сухотинских скал на Титовской сопке в пределах Читы.

            Более основательно человек освоил Забайкалье в верхнем палеолите (35 – 11 тыс. лет назад). К этому времени уже завершилось формирование современного биологического вида – homo sapiens (человек разумный). Население нашего края относилось к монголоидной расе и в антропологическом отношении было близким к американским индейцам. Такое сходство не случайно. В освоении Америки участвовали и «забайкальцы». Мигрируя за стадами животных, «колумбы» каменного века достигли Северо-Востока Азии, а затем по существовавшему тогда сухопутному «мосту» – Берингии  попали в Америку, проявив способность преодолевать значительные пространства в суровых условиях ледниковой эпохи.

            К начальному периоду верхнего палеолита относятся такие памятники, как Толбага, Мастерова Гора, Арта-3, Куналей, Варварина Гора, Подзвонкая. Человек того времени занимался прежде всего охотой, собирательство имело вспомогательное значение.  Охота давала самое необходимое: пищу, материалы для изготовления орудий, шкуры для одежды и покрытия жилищ. Охотились на шерстистого носорога, лошадь, бизона, дзерена, винторогую антилопу, байкальского яка, оленя, волка и др. Интересный археологический памятник был найден у ст. Толбага на р. Хилок. Здесь раскопан целый поселок древних охотников и собирателей.  В одном из толбагинских жилищ обнаружена редчайшая находка – скульптурное изображение головы медведя. Оно выполнено из отростка позвонка шерстистого носорога. Для придания очертаний головы медведя древний скульптор сгладил гребень и отчленил глубокой выемкой характерную для медведя нижнюю губу, обозначил глаза. Скульптор сумел создать реалистическое изображение медвежьей головы. Толбагинская скульптура может быть определена как древнейшая скульптура Азии и одна из древнейших в мире.

            Продолжение позднего палеолита (25-11 тыс.лет назад) отражено в замечательных памятниках, расположенных в Усть-Мензе, Студеном, Косой Шивере в бассейне р. Чикой, на Санном мысе на р. Уде,  в Амаголоне на р. Онон, Танге и Сохатино-4 на р. Ингоде. Орудия труда, обнаруженные на поселениях этого времени, отличаются большим разнообразием. Появляются миниатюрные орудия в виде скребков, резцов, проколок, выполненные из яшмы, гораздо шире для этих целей используется кость. Для орудий труда  годился не каждый камень. Основным сырьем служили речные гальки, а также камень, который добывался в местах выхода коренных пород. Подобные места по добыче и первичной обработке материала называются «мастерскими». Такая «мастерская» каменного века известна на Титовской сопке. На протяжении тысячелетий приходили сюда люди за сырьем. Здесь найдены и инструменты, с помощью которых оно добывалось –кирки из оленьих рогов. Здесь же на месте производилась и его предварительная обработка: площадки покрыты сплошным слоем расщепленного камня.

            В пределах 13-10 тыс.лет назад в Забайкалье, как и на значительной части планеты, существенно изменились природные условия. Во время климатических катаклизмов с общей тенденцией к потеплению происходило таяние материковых льдов, вымирала мамонтовая фауна. Глобальные природные изменения оказали воздействие и на первобытное человеческое общество. Человек научился анализировать окружающую действительность и приспосабливаться к ней, изобретая новые способы и орудия добывания пищи. Вооружившись луком и стрелами, гарпуном и другими охотничьими и рыболовными снастями, человек перешагнул в новую эпоху, эпоху мезолита, среднекаменного века (10,8 – 6,5 тыс.лет назад). К этой эпохе относятся поселения Студеное-1, Усть-Менза-1, Ошурково  (Бурятия). Важное место в хозяйстве стало занимать рыболовство, велась охота на пушного зверя. Не исключено, что в это время уже была одомашнена собака. К мезолиту относится древнейшее из найденных в Забайкалье погребений. Оно обнаружено в пади Мельничное на Чикое. Человек был захоронен в грунтовой яме глубиной 0,8 м. В погребении найдены тонкая бляшка из раковины, бусы, просверленный зуб изюбря и каменное острие.

          С изобретением глиняной посуды (7,0 – 6,5 тыс. лет назад) начался заключительный период каменного века – неолит.  Человек впервые сотворил материал, неизвестный в природе – керамику, или формованную обожженную глину. В целом появление керамической посуды позволило готовить более полноценную и разнообразную пищу, нагревать и кипятить на костре воду, а также хранить различные продукты. Кроме этого открытия, человек периода неолита усовершенствовал лук, придумал палку-копалку, зернотерку, изобрел способы шлифования, пиления и сверления.

           К эпохе неолита относится Шилкинская пещера. Там найдены останки захоронения и поселения. По черепу древнего человека антропологами был восстановлен его скульптурный портрет, хранящийся в Читинском краеведческом музее. В Забайкалье отмечается наличие не только отдельных погребений, но и могильников, состоящих из нескольких захоронений. В некоторых неолитических захоронениях сохранились остатки одежды погребенных. Одежда была сшита из кожи и была нарядно расшита узорами из бус и украшена перламутровыми пластинами и клыками животных. На голову  эти люди надевали круглую шапочку, на которую тоже были нашиты бусы и кольца из нефрита. Нефрит добывали  только на Саянах. По этому камню и по другим, не имеющимся в Забайкалье минералам можно предположить, что уже в эту пору племена не замыкались в себе, существовали живые связи между населением Забайкалья и Прибайкалья, Приморья и Якутии, Монголии и Древнего Китая.

          Производственную и бытовую деятельность неолетического населения характеризуют материалы, найденные на местах его поселений: Чиндант и Арын-Жалга на Ононе, Дарасун на Ингоде, Усть-Менза-1 и Студеное-1 на Чикое, Алтан на Мензе. Здесь сохранились очаги, выложенные камнем, и кострища. По-видимому, люди продолжали строить шалаши и чумы. Ведущими занятиями продолжали оставаться охота и рыболовство. Кроме гарпунов и удочек, применялись сети. Свидетельством тому – грузила в виде тяжелых галек с симметричными выбоинами по краям. Получили дальнейшее развитие собирательство и переработка растительных продуктов. Совершенствуются традиционные способы обработки камня. Большим разнообразием отличаются и костяные изделия. Нужно отметить тот факт, что на поверхности найденных сосудов сохранились оттиски нитей, а иногда и тканей, похожих на грубую мешковину. Это свидетельствует о появлении ткачества. Употребление посуды и тканей свидетельствует о возрастающей устойчивости хозяйства, о стремлении к большей комфортности и красоте быта.

                                             ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

•1.       Когда и где появился первый человек на Земле?

•2.      Расскажите об эпохе синантропов.

•3.      Кто такие неандертальцы и в какую эпоху они жили?

•4.      Расскажите об эпохе «человека разумного».

•5.      Охарактеризуйте эпоху позднего палеолита.

•6.      Чем характеризовалась эпоха  мезолита и неолита?

 

 

 

§ 6.  БРОНЗОВЫЙ  ВЕК  В ЗАБАЙКАЛЬЕ

 

          Каждому, кому приходилось проезжать по забайкальским степям, знакома такая картина: на склоне или у подножия сопки виднеется какое-то странное сооружение – оградка из каменных плит. Их называют «чудскими могилами», или «двориками». Название «чудские» связано с легендой о древнем народе «чудь». Также эти погребения называют плиточными могилами, а носителей данной культуры «плиточниками». В ряде случаев они образуют целые кладбища, которые имеют четкую планировку и строгий порядок. Например, у оз. Бальзино найдено около ста могил, которые образуют круги и четырехугольники. Расположены они, как правило, на возвышенных, хорошо освещаемых солнцем местах. Монументальные погребения свидетельствуют о величии некогда жившего здесь кочевого народа. Они стали неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта забайкальских степей.

            Внутри оградки такие могилы заложены толстым слоем каменных плит. Под глубоким слоем земли  человеческий костяк лежит, словно в ящике, обложенный с четырех сторон каменными плитами. При костяке находятся различные предметы. К сожалению, археологам очень редко приходится находить нетронутые могилы. Они в большинстве случаев оказываются разграбленными. Это происходит потому, что рядом с умершим человеком в могилу клали золотые и серебряные украшения, посуду, веря в то, что в загробной жизни  они ему понадобятся. В Сибири людей, раскапывающих могилы древности, называли «бугровщиками». Многие могилы были разграблены еще в древности, некоторые сравнительно недавно, в прошлом веке. Но, оказывается, не только грабители посягали на  древние захоронения. Известный врач и исследователь  Забайкалья Н.В. Кириллов сообщает, что раскопками плиточных могил занимались  иногда и бурятские ламы, т.к. толченые человеческие кости в ламской медицине считались одним из очень сильных лекарственных средств. И чем древнее кости, тем они лучше. Но грабителей, конечно, интересовали  драгоценные вещи. Какой-нибудь расколотый горшок или позеленевшая  медная пряжка для них никакой ценности не имели. Вот почему в плиточных могилах, даже ограбленных, археологи  иногда обнаруживают  немало вещей, интересных и  важных в научном отношении.

О чем же рассказывали находки из плиточных могил? Прежде всего, о том, что люди, погребенные в них, жили уже не в каменном, а в бронзовом веке. Они уже знали металл. В начале второго тысячелетия до нашей эры забайкальские племена освоили сложное искусство плавки меди, а затем научились сплавлять ее с оловом, чтобы получить звонкую бронзу, и стали лить и ковать изделия из металла. Меди и олова на территории Забайкалья было очень  много. Богатые запасы этих руд послужили основой формирования здесь одного из металлургических центров востока планеты. Изделия из меди вначале встречались  редко. Это были мелкие предметы: шильца, иголки, браслеты. Но в начале первого тысячелетия до нашей эры уже появились всевозможные орудия и оружие из меди: топоры, мечи, кинжалы и ножи, пуговицы, зеркала. Превосходное качество бронзы золотисто-желтого или красноватого цвета, плавные изящные формы бронзовых изделий говорят о высоком мастерстве тех, кто эти изделия создал. А может быть, их изготовили не  местные жители, а они были завезены, как и изделия из нефрита и перламутра? Есть доказательства обратного. Около с. Беклемишево и в верховьях Хилка были найдены разъемные литейные формы для отливки кинжалов и наконечников копий.  Эти формы сделаны из мягкого камня. Значит, бронзовые изделия, найденные в Забайкалье, изготовлялись в большинстве случаев на месте  здешними мастерами, а не были завезены извне. Остатки примитивных плавильных печей, сооруженных из камня, найдены у сел Курунзулай, Усть-Иля, Буэлэсан, Кубухай, Бусыгино в бассейне Онона, у сел Еремино и Кука на Ингоде. Забайкальские изделия из оловянистой бронзы с их солнечно-золотистой поверхностью, строгими формами и оригинальными художественными навершиями являются выдающимися достижениями не только местной, но и мировой древней металлургии. Открытие меди и бронзы отнюдь не означало полного забвения камня. Более того, основными находками на поселениях этого периода продолжают оставаться керамика, изделия из камня и кости, а бронзовые – единичны.

К эпохе этого периода относятся многочисленные береговые поселения: Дешулан, Громатуха и Дворцы на Ингоде, Арын-Жалга, Будулан и Кункур на Ононе, Ишахан на Шилке, Черемушки на Хилке, Косая Шивера на Чикое и др. Совершенно очевидно, что численность населения в бронзовом веке увеличивается.

            В плиточных могилах наряду с  предметами находили кости животных, причем, не диких, как в каменном веке, а домашних. Значит, в бронзовом веке в Забайкалье уже не охота или рыболовство стало главным занятием, а скотоводство. Это очень важный вывод. Природа  в те времена уже была вполне похожа на современную. В богатых травою долинах рек можно было пасти скот, время от времени меняя пастбище. В этих условиях конь и овца – наиболее подходящие для разведения животные.  Вполне возможно, что в это время получает зачаточное развитие земледелие с использованием мотыг и серпов.  И вот забайкальские степи в первом тысячелетии до нашей эры стали местом проживания множества кочевых и полукочевых племен. Забайкальские кочевники воевали с соседями, торговали. Они вступали в обмен с соседними народами. Скот и кожи, шерсть и меха диких зверей и многое другое они выменивали на то, чего не хватало у них.

           В плиточных могилах нередко находят украшения: бусы из красного сердолика и голубой бирюзы. По мнению многих исследователей, сердоликовые  бусы, просверленные, по-видимому, алмазным сверлом, происходят из далекой Индии. А месторождения бирюзы известны только в Средней Азии. Еще более интересно, что в некоторых плиточных могилах были  найдены  особые раковины «каури». Эти небольшие, изящной формы раковины водятся только в Индийском океане, и они играли в древности совершенно  особую роль: у многих племен и народов Азии они заменяли деньги. Только не следует представлять себе образ какого-нибудь купца – «индийского гостя», приезжающего из Индии со своими товарами на берега Онона. Скорее всего, товары из дальних стран переходили по пути через  десятки племен и сотни рук, пока не попадали за Байкал к богатому степняку. Да, в период бронзового века постепенно начало исчезать  первобытное равенство между людьми. Начала выделяться немногочисленная богатая племенная  верхушка, вожди племен, старейшины родов. Они стремились присвоить себе большую часть скота, лучшие пастбища. Войны и торговля еще больше обогащали их. Могилы таких знатных людей отличались большими размерами, в них было больше драгоценных вещей. Человек при жизни выделялся своим богатством, и, когда он умирал, часть этого богатства отправляли с ним на тот свет.

               В 1958 году археологи из экспедиции С.В. Кисилева раскопали две большие плиточные могилы недалеко от с. Тюкавкино Борзинского района. Могилы, конечно, были разграблены  еще в древности. Интересным оказалось то, что в одной могиле были захоронены сразу два костяка – мужской и женский. Мужской сохранился полностью, а от женского осталась только нижняя часть и кости правой руки. Остальное, очевидно, выбросили грабители. Совместные захоронения  мужчины и женщины были в древности явлением нередким. Они начинают встречаться еще с эпохи неолита.  Изучая эти захоронения, ученые пришли к выводу:  во многих случаях женские скелеты носили  следы насильственной смерти. И многое становилось ясным. В глубокой древности женщина играла весьма важную роль в человеческих общинах, то была эпоха матриархата. В позднее время, когда роль женщины снизилась и изменилось ее положение в семье, она постепенно превратилась в существо зависимое и приниженное. Когда мужчина умирал, его жену убивали и клали в могилу вместе с мужем, чтобы на том свете она сопровождала мужа. Правда, этот обычай был распространен не везде. Но то, что он в свое время был у забайкальских и прибайкальских племен – можно не сомневаться. Свидетельством того является огромная могила, найденная в Борзинской степи. Были найдены также могилы с двумя мужскими костяками, один из которых также был со следами насильственной смерти. Это свидетельствовало о  том, что один из них был господин, а другой – раб. Рабы появились в результате войн, когда брали в плен воина из враждующего племени. На смену первобытнообщинному строю в конце бронзового века в Забайкалье выступает классовое  общество, в котором  выделяются  первые два класса – рабов и  рабовладельцев.  

           На заключительных этапах времени существования  культуры плиточных могил в степях Забайкалья появляются носители совершенно другой культуры, получившей название культуры херексуров. Херексуры – это мощные курганы диаметром до 25 м, сложенные из камней и окруженные оградкой из вертикально вкопанных плит. Раскопаны они на юге Бурятии, в Красночикойсом районе Забайкальского края. Формирование данной культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае. Это было население европеоидной расы. Изменение климата вызвало в степной зоне Евразии снижение продуктивности пастбищ и  привело к интенсивному передвижению древних скотоводческих культур. Отношения между «плиточниками» и носителями культуры херексуров были сложными и напряженными. Об этом свидетельствуют акты взаимного осквернения захоронений. Появление пришельцев с запада вызвало увеличение плотности населения и рост интенсивности использования пастбищных угодий. Имели место многочисленные военные столкновения. Вероятно, позже взаимоотношения пришельцев и аборигенного населения постепенно нормализовались. Установились отношения сосуществования, а затем начались и процессы смешения монголоидного и европеоидного населения, которые завершились ассимиляцией последнего. Культура херексуров перестала существовать.

            На территории Забайкалья были найдены археологические памятники, которые относились к новому, отличному от «плиточников», типу культуры. Она получила название «дворцовская» по известным скалам Дворцы близ г.Читы, возле которых и было обнаружено поселение и погребение людей этой культуры. Захоронения «дворцовцев» выявлены также и в других местах по рекам Ингода и Шилка. Эти захоронения представляют собой своеобразные погребальные комплексы. Это каменные утолщенные выкладки без оградок, под которыми расположены могильные ямы, плотно заполненные на всю глубину камнем. Кроме могил подобного типа, обнаружены также курганы диаметром 6-8 м, сложенные из камня. Рядом с костями человека обнаружены кости домашних животных. Это свидетельствует о преобладающей роли скотоводства в хозяйстве.

         Большой интерес представляют культовые сооружения «дворцовцев». Исследован целый жертвенно-ритуальный комплекс у горы Ламской рядом с с.Левые Кумаки. Здесь на протяжении длительного времени совершались многократные обрядовые действия, сопровождаемые принесением в жертву животных и людей. Дворцовская культура датируется примерно тем же временем, что и культура плиточных могил, поэтому между ними много общего. Ряд исследователей считает дворцовскую культуру одним из вариантов погребений культуры плиточных могил.

            В 1959 г. в Шилкинском районе был найден так называемый колдовской камень, скала в виде зверя, на которой нарисованы разные животные. Несомненно, это была  писаница – древний наскальный рисунок. Рисунки были выполнены  охрой. Это была целая композиция; один за другим шли звери: северный олень, кабаны, лань. Им преграждал путь охотник, вооруженный луком. Изображение довольно хорошо сохранилось, отличалось удивительной реальностью. Это было замечательное произведение первобытного искусства. В разных местах земного шара известны тысячи рисунков первобытных людей,  нанесенные краской, выбитые на камнях, вырезанные на кости. Делал древний человек это не только ради красоты.  Древние рисунки были почти все найдены в самых  темных и удаленных местах. Первобытное искусство в большинстве случаев было тесно связано с первобытной религией. Человек рисовал на камне не просто так, а с определенной колдовской целью. Так дело обстояло и с писаницей в шилкинской тайге. Древние люди верили в добрых и злых духов, в те времена уже существовали шаманы,  и в глубокой тайге с бубном в руках колдун совершал магические культовые обряды, призывая добрых духов способствовать удачной охоте. Рисунки на скале также дополняли ритуалы колдовства. Особенно излюбленным и часто повторяющимся мотивом на писаницах является изображение оленя. Понять смысл этих изображений археологу помогли мифы. Тысячи тайн и загадок природы, окружающих человека в древности, породили народные легенды и сказания о происхождении мира и людей. Миф  был всегда связан с религией. Этим он отличался от сказки. Сказку слушали, зная, что это вымысел, а мифу верили. У многих сибирских народов бытовали мифы, связывавшие образ оленя или лося с солнцем. Вот, например, какой миф был записан у эвенков:

            «Давным-давно, в начале времен, солнце не ходило по небу. Оно всегда стояло на одном месте, на вершине самой высокой горы. И оттуда оно светило и обогревало землю и тайгу на ней,  но также и небесную тайгу (потому что на небе есть своя тайга, и в ней живут небесные звери, и птицы, и люди). Но однажды из небесной тайги выбежал великий лось Хеглен. Точно вихрь, промчался он на гору, схватил солнце и унес его в чащу леса. И вот на земле стало темно и холодно. И всем земным людям и зверям пришлось совсем худо, голодно и страшно. Приготовились помирать. Но не падал духом богатырь Маин. Он надел на ноги крылатые лыжи и понесся по следам Хеглена. А когда нашел его, то пустил в него стрелу из своего огромного лука. И Хеглен пал замертво. А славный богатырь Маин вернул солнце на место, и снова все ожило на земле. Но с тех пор каждый день небесный лось Хеглен чудесным образом оживает и взбирается на великую гору и похищает солнце. Он мчится с ним по всему небосклону и скрывается в чаще небесной тайги. И каждый раз богатырь Маин  гонится за ним, настигает и убивает его и возвращает солнце. Оттого и бывает день и ночь».

         Но в другом варианте этого мифа вместо лося солнце уносит великий небесный олень с золотыми рогами. Образ оленя оказывается связанным с солнцем. Анализ древних мифов позволил археологам понять смысл изображений оленей на древних писаницах, надгробьях, так называемых «оленных камнях» и в то же время прийти к выводу, что среди древних племен Сибири были широко распространены солнечные культы.

         Часто на писаницах степного Забайкалья встречается и изображение птицы, как бы парящей в воздухе с широко распростертыми  крыльями. Несомненно, что они  представляли  какое-то сверхъестественное существо, духа-покровителя. Орел также играл особую роль в  религиозных преданиях бурят. Изображение орла было излюбленным мотивом в бурятских  узорах и вышивках. Причем, во всех случаях птица изображалась в полете.

 

                                                          ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

                               

•1.      Что вам известно о плиточных  могилах в Забайкалье?

•2.      Какие предметы из бронзы находят в плиточных могилах?

•3.      Как изменяется хозяйственная деятельность людей бронзового века?

•4.      Расскажите о культуре херексуров и о дворцовской культуре .

•5.      О чем поведал «колдовской камень»?

 

 

                                              § 7.     РАННИЙ  ЖЕЛЕЗНЫЙ  ВЕК  В  ЗАБАЙКАЛЬЕ.

                                                                            ГУННСКАЯ ИМПЕРИЯ

 

           Никто не знает, когда человек впервые познакомился с железом. Наверное, очень давно. Может быть, это произошло так:

    … Огневая звезда прорезала горизонт, и глухой удар потряс землю. А наутро потрясенные люди на этом месте обнаружили  странные тяжелые камни черно-синего цвета, остатки упавшего метеорита. Как известно, гости из космоса – метеориты иногда состоят из чистого железа. Неудивительно, что египтяне называли железо «небесным камнем». Еще в середине второго тысячелетия до нашей эры египетские фараоны носили на руке золотой браслет, в который был вделан в качестве величайшей драгоценности и святыни небольшой продолговатый  кусочек метеоритного железа. Но уже в конце второго тысячелетия до нашей эры люди научились добывать железо из руды. И только тогда новый металл начал свое победоносное шествие  по земному шару. Почему же люди так поздно освоили железо? Ведь железные руды на земле встречаются  во много раз чаще, чем медные и оловянные. Причина простая: выплавлять металл из железной руды намного труднее, чем из медной. Медь плавится  при температуре 1084 градусов, а железо – при 1530 градусах. Получать такую температуру в примитивных условиях люди не умели. И все-таки они открыли способ добывать железо из железной руды. Из камней, обмазанных глиной, складывали небольшую печь, сыродутный горн. В печь были  вмазаны глиняные трубки, сопла. В горн, чередуя слой за слоем, закладывали древесный уголь и железную руду. Уголь разжигали, через трубки-сопла с помощью мехов вдували воздух. И происходил процесс выплавки железа. Сыродутный процесс был очень непроизводительным, почти половина железа попадала   в шлак, но, тем не менее, человечество вступило в железный век. В Забайкалье в плиточных могилах более позднего периода находили железные предметы: наконечники стрел, ножи, удила, железные пряжки и  бляхи. Повсеместно распространилось железо в Забайкалье в период, когда наш край вошел в состав великой Гуннской державы.

            Кто не слышал о племенах  хунну (позднее их стали называть гуннами), варварском народе, который полторы тысячи лет назад едва не разгромил гордый Рим и не стал владыкой полумира? Кто не знает имени Аттилы, грозного царя гуннов? Гуннов называли «бичом божьим», а сам Аттила гордо именовал себя «Молот вселенной». Хунну – это первый народ, проживавший в Забайкалье, о котором мы знаем не только по археологическим, но и по письменным источникам, прежде всего, китайским.

            В китайских летописях упоминания о кочевых племенах хунну относятся к эпохе, предшествующей нашей эре. Первоначально хунну представляли малоизвестное племя, жившее в Восточной Монголии. Впоследствии это племя усилилось и подчинило себе другие соседние племена. Они распространились в степях Северного Китая, на юго-западе Забайкалья по р. Селенге и ее притокам. Постоянные набеги хунну на китайские  владения приносили им богатую добычу и пленных рабов. Лучшая часть добычи доставалась знати, вождям и военным предводителям – шаньюям. Для защиты от хуннских набегов китайские правители еще в начале IV века до н.э. начали строительство огромной стены вдоль  северных границ Китая (Великой Китайской стены). В конце III века до н.э. произошло объединение хуннских племен Центральной Азии под верховной властью шаньюя Модэ. Теперь хунну стали огромной силой. Они создали свое государство – первое на территории Центральной Азии и Забайкалья. На юге они воевали с Китаем. Эти кровопролитные войны чередовались с периодами, когда заключался «вечный мир». В период военных действий хунну получали трофеи, пленных, а в период мирных соглашений стороны обменивались богатыми подарками, активизировалась торговля. В степи попадали рис, вино, просо, шелковые ткани и готовое платье, слитки золота и медные монеты. Китайцы, высокомерно относящиеся ко всем окружающим их народам, называли хунну самыми культурными из варваров. На севере под властью хуннов в то время оказались обширные степные области  Монголии и Забайкалья. Французский историк Клапорт на основании древних китайских

источников около двухсот лет назад составил карту хуннской державы.  Ее северная граница в Забайкалье проходила примерно по линии, на которой расположены нынешние города Улан-Удэ, Чита, Нерчинск, Сретенск. Вся территория к югу от этой линии была под властью хунну.

           Римский историк Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, так  описал хуннов: «Наружность их весьма непривлекательна.…   Все они отличаются  плотными и крепкими телами и вообще столь чудовищным видом, что их вполне можно принять за двуногих зверей. Они дики, не употребляют огня для приготовления пищи. Питаются кореньями трав и полусырым мясом, которые, положив между своими бедрами и лошадиной спиной, скоро согревают пареньем. Как бы приросшие на своих  лошаденках, они на них днюют и ночуют. Никто из них не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, кочуют по разным местам. Подобно неразумным животным, они не имеют никакого понятия о чести и бесчестии и не уважают других. Они вступают в битву клинообразным строем, со свирепыми  криками. Будучи чрезвычайно легки на подъем, они сражаются  метательными копьями, рубятся мечами и набрасывают на врагов крепко свитые арканы».

           А вот такое изображение жизни хунну мы находим у китайского историка II века н.э. Сы Ма-Цяня: « Они переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Не имеют ни городов, ни оседлости, ни земледелия. Письма нет. Законы объясняют словесно. Одеваются кожами домашнего скота».

            Между описаниями римского и китайского историков есть небольшие  расхождения, но больше они  отмечают общее в жизни хунну. Оба автора настаивают, что хунну были необыкновенно дикими и отсталыми кочевниками, не знавшими ни оседлости, ни земледелия, ни скотоводства. Так ли это было в действительности? Позднейшие историки увидели в этих описаниях явные преувеличения. Ненависть и отвращение, которые внушали хунну своим более культурным соседям, могли побудить историков  вольно или невольно сгустить краски. Археологи сумели проверить дневники историков. При археологических раскопках хуннских могильников и стоянок Забайкалья были найдены кости домашних животных, глиняные сосуды для приготовления домашнего сыра, зерна проса. Это свидетельствует о том, что у хунну было  развито и земледелие, и скотоводство. Был также раскопан сравнительно хорошо сохранившийся сыродутный горн для выплавки железа, бронзовые шлаки. В некоторых местах были обнаружены следы довольно развитого ремесла, а также свидетельства  местного ткачества. Простые шерстяные ткани, войлочные ковры (остатки их нашли в погребениях Забайкалья) изготовлялись хунну из шерсти овец и верблюдов. Это доказано находкой на хуннских стоянках большого количества «пряслиц» - маленьких кружочков из обожженной глины, которые употреблялись при  прядении. Пряслице надевалось снизу на веретено и играло роль маховичка.

             В Забайкалье были найдены остатки хуннских поселений, что подтверждает наличие у них оседлости. Например, Иволгинское городище. В результате раскопок мы можем представить себе, как выглядело хуннское жилище. Это были в большинстве случаев полуземлянки с земляным полом. Стены их были  глинобитные, но вдоль стен для укрепления шли столбы, крыша тоже была деревянная. Некоторые жилища также имели  сложную систему отопления. Дым из очага, прежде чем выйти наружу, проходил через специально проложенные горизонтально, внизу у стен, дымоходы. Над дымоходом сооружались лежанки, которые таким образом обогревались снизу. Впрочем, так были обустроены жилища только состоятельных хунну, большинство же вело кочевой образ жизни. Они жили в войлочных юртах.

          Наиболее известным памятником эпохи хунну в Забайкалье является некрополь в Ильмовой пади. Сейчас здесь известно около 300 могил. Некоторые погребения выделялись своими громадными размерами – это были захоронения хуннской знати. В захоронениях археологам удалось найти отдельные детали, изготовленные из металла, кости и камней. Это бронзовые и костяные пряжки, бронзовые украшения, наконечники от стрел, остатки глиняной посуды, а также художественные изделия из металла, кости, дерева. На рубеже нашей эры хунну переживали переход от  родо-общинного строя к классовому, рабовладельческому. Хуннская держава просуществовала в Центральной Азии недолго. Усилившийся Китай нанес поражение хунну и оттеснил их на запад. В это же время и другие народы  оказывали им сопротивление, немалую роль в этом сыграли и племена Забайкалья. В 93 году племена сяньби разгромили хунну. Этому предшествовал ряд неблагоприятных в климатическом отношении лет. Следствием этого был массовый падеж скота, что подорвало экономическую и военную мощь хунну. Союз  хунну распался. Южные хунну подчинились китайскому императору, а северные – основная масса – огромной ордой, теснимой врагами, ринулась на запад, покоряя одни народы, уничтожая другие, вступая в союз с третьими. Хунну постепенно прошли всю Среднюю Азию и к началу IV века н.э. появились в Восточной Европе. Здесь они были известны уже под именем гуннов. Они покорили  жившие здесь  племена. В Причерноморье гунны прожили около ста  лет. Затем пошли дальше, оставляя позади кровь, пожарища. Наконец гунны достигли Дуная. Здесь  стал центр их державы. Отсюда они совершали  опустошительные набеги на окраины Римской империи. Имя  гуннов наводило ужас на  окружающие народы. Рим, готовясь отразить их набеги, вынужден был призвать на помощь множество варварских племен.  В 451 г. в Галлии (территория нынешней Франции) состоялось решающее сражение, в котором гунны потерпели поражение. Через два года их предводитель Аттила умер, и его огромная держава распалась. Гунны частью погибли, частью рассеялись  между другими народами, смешались с местным населением и растворились в нем.

       Во времена гуннов в 1 тысячелетии н.э. происходит значительное перемещение племен, смешение различных этнических групп, исчезновение старых и возникновение новых этнических  общностей. Именно гунны положили начало процессу, который получил название «великое переселение народов»

 

                                                          ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

   1. Почему железный век следует позже бронзового?

               2.Расскажите о древних  племенах хунну, их образе жизни и занятиях.

               3.Назовите археологические находки в Забайкалье, связанные с пребыванием

                 хунну в нашем крае.   

 

                                     Посмотрите фрагменты художественного фильма «Аттила»,

                                     рассказывающие об обычаях и нравах, воинственности гуннов.

 

 

 

 

     (По книге М. Рижского «Из глубины веков». Восточно-Сибирское книжное изд-во,   1965г.,  по книге А.А.Серебренникова «Археология Забайкалья», Чита, 1994г., по книге А.В. Константинова и Н.Н. Константиновой «История Забайкалья», Чита, 2002 г, по книге «Энциклопедия Забайкалья», 1 том, Новосибирск, 2000 г., по книге И.Ю.Портнягиной «Страницы древней истории Забайкалья», Чита, 2002 г.)

 

 

 

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz