МОУ Дровянинская средняя СОШ

                                                                            Улетовского района Забайкальского края

 

                                     Проект программы ОЭР

 

Тема:  «Реализация регионального компонента Базисного Учебного плана через комплексную работу по краеведению»

 

                                                                                     Разработчик: Калашникова О.М.

                                                                            Учитель русского языка и литературы

                                               Образование: высшее

                                              Стаж работы: 32 года

                                                                    Квалификация: высшая категория                                                                                 

 

                                              Актуальность и проблема ОЭР

 

        Закон Читинской области «Об образовании» ввел и закрепил региональный компонент как часть государственного образовательного стандарта, определяющую нормативы в области образовательных дисциплин и отражающую национальные и региональные особенности системы образования Читинской области. Министерство образования и науки Российской федерации в письме от 28 апреля 2008 г. N 03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" указало, что «…на уровне Российской Федерации при разработке федеральных государственных образовательных стандартов обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся будет включена в указанные требования следующим образом:

- знание этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации (исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), наличие у выпускника компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона будут предусмотрены в качестве требований к результатам образования;

- базисным учебным планом будет предусмотрено изучение предметов, содержащих этнокультурные особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология, народные промыслы и др.). Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие особых вариантов базисных учебных планов и примерных основных образовательных программ, предусматривающих изучение родного языка и литературы…».

      Содержание регионального компонента образования призвано носить комплексный характер. Концепция регионального компонента государственного образовательного стандарта определяет стратегию региональной образовательной политики. В связи с этим  проблема комплексной работы по краеведению видится актуальной и своевременной.

       Географическое положение Забайкальского края, его богатое историческое прошлое,  многонациональный состав, значительные природные ресурсы, самобытная культура, литература  не могут  не входить в объект изучения  образовательных учреждений. Жители Забайкальского края, изучая  историю и культуру своей малой родины, должны ощущать себя частью российского общества, одновременно осознавая себя забайкальцами. Система комплексной работы по краеведению, изложенная в данном проекте, может помочь в решении данной проблемы.

      Опыт работы по краеведению весьма различен: в некоторых школах изучается археология, в других – история своего поселка, где-то в преподавание различных предметов вводится региональный компонент.

      В нашей школе накоплен большой опыт краеведческой работы, сформировавшийся в течение многих лет и передаваемый от поколения учителей-ветеранов молодым педагогам. Богатая и интересная история поселка, где в 1920 г. проходил исторический съезд восставших рабочих и крестьян, где жили и работали такие замечательные личности, как забайкальский писатель Г.И. Шелест, журналист В.Н. Липатов, Герой Советского Союза П.Д. Богданов, неизбежно привела к созданию школьного краеведческого кружка, а позднее –  и школьного краеведческого музея. В течение 20 лет на базе музея сформировалась определенная система работы, которая привела к созданию  данного проекта.  

                                                   Суть инициативы.

 

Замысел ОЭР в том, чтобы через комплексную работу по краеведению на базе школьного музея  реализовывать региональный компонент Базисного Учебного плана.

Основные формы работы:

  1. --list--Интегрированный курс историко-литературного краеведения (уроки по авторской программе для уч-ся 5-9 классов).
  2. --list--Организация работы школьного музея.
  3. --list--Издание школьной газеты «Горизонт» как летописи школы.
  4. --list--Участие школьников в различных краеведческих слетах, конкурсах и конференциях («Проходной балл», «Музей и дети» и др.) Обучение навыкам научно-исследовательской работы.
  5. --list--Шефство над историческими памятниками поселка (уборка территории, сбор поискового материала, проведение классных часов по истории памятников).
  6. --list--Проведение различных краеведческих мероприятий (встречи, тематические линейки, выступления на родительских собраниях).
  7. --list--Оказание методической помощи ученикам, учителям, студентам при подготовке краеведческих рефератов и докладов с помощью литературы, имеющейся в музее.
  8. --list--Создание медиа-продукции, распространение опыта работы, публикации в методических изданиях.

 

Перспективы работы:

  1. --list--Создание сайта музея.
  2. --list--Публикация программы и  курса лекций по историко-литературному краеведению, составленного автором проекта.
  3. --list--Сотрудничество с региональным отделением партии «Единая Россия»,  спонсорство и шефство над школьным музеем и газетой «Горизонт». Приобретение оргтехники  в музей для издания газеты.

 

Объектом ОЭР является  работа по краеведению (урочная и внеурочная) в 5-11 классах Дровянинской СОШ.

 

Цель ОЭР: обеспечить реализацию регионального компонента Базисного Учебного плана, повысить интерес к образовательному процессу, качество знаний по предметам русский язык, литература, история, краеведение через создание системы комплексной работы по краеведению.

 

Задачи ОЭР:

  1. --list--Разработать и ввести в практику преподавания рабочие программы по историко-литературному краеведению.
  2. --list--Систематизировать и поднять на оптимальный уровень работу школьного музея.
  3. --list--Разработать систему мер научно-методического и психолого-педагогического сопровождения ОЭР.
  4. --list--Разработать систему мониторинга качества образования учащихся 5-9 классов.
  5. --list--Повышать собственную  квалификацию через курсы, изучение опыта других учителей.
  6. --list--Пропагандировать опыт данной ОЭР в школе, районе, крае.

 

Гипотеза ОЭР:

Если реализовать принципы системы комплексной работы по краеведению, то повысится интерес учащихся к обучению,  качество знаний, уровень воспитанности, гражданственности, зрелости.

 

Риск: данная система работы может не реализоваться по таким причинам, как:

  1. --list--Отсутствие финансовой поддержки со стороны администрации и спонсоров (при издании газеты, поездках учащихся на конкурсы и слеты).
  2. --list--Отсутствие преемственности между учителями-организаторами краеведческой работы.

 

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. --list--Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости сторон личности учащихся.
  2. --list--Совпадение успеваемости учащихся с их максимальными возможностями

 

Сроки эксперимента:

2009 /2010 учебный год – продолжение эксперимента, получение технического задания;

2010/2011 учебный год  - завершение эксперимента, введение работы по краеведению в штатный режим.

 

Форма представления результата:

  1. --list--Мастер-классы перед учителями района и края.
  2. --list--Мониторинговый материал.
  3. --list--Методические разработки и публикации.
  4. --list--Справка о ходе ОЭР.
  5. --list--Заключение по итогам ОЭР.

 

Научно-методическое обеспечение ОЭР:

--list--•1.      Федеральный базисный учебный план.

--list--•2.      Концепция регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Забайкальского края.

--list--•3.      Учебно-методический комплекс В.С. Левашова «Фольклор Забайкалья».

--list--•4.      Методическая литература ЧИПКРО по краеведению Забайкалья.

--list--•5.      Энциклопедия Забайкалья.

 

Методы проведения ОЭР:

•1.      Диагностирование.

•2.      Педагогическое наблюдение.

•3.      Анкетирование, интервью.

•4.      Тестирование, творческие и контрольные работы.

•5.      Апробация методических разработок по краеведению.

•6.      Анализ мониторинговых исследований.

•7.      Классификация и систематизация материалов по ОЭР, их публикация.

Конструктор сайтов - uCoz