МОУ Дровянинская средняя СОШ Улетовского района Забайкальского края
Проект программы ОЭР
Тема: «Реализация регионального компонента Базисного Учебного плана через комплексную работу по краеведению»
Разработчик: Калашникова О.М. Учитель русского языка и литературы Образование: высшее Стаж работы: 32 года Квалификация: высшая категория
Актуальность и проблема ОЭР
Закон Читинской области «Об образовании» ввел и закрепил региональный компонент как часть государственного образовательного стандарта, определяющую нормативы в области образовательных дисциплин и отражающую национальные и региональные особенности системы образования Читинской области. Министерство образования и науки Российской федерации в письме от 28 апреля 2008 г. N 03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" указало, что «…на уровне Российской Федерации при разработке федеральных государственных образовательных стандартов обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся будет включена в указанные требования следующим образом: - знание этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации (исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), наличие у выпускника компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона будут предусмотрены в качестве требований к результатам образования; - базисным учебным планом будет предусмотрено изучение предметов, содержащих этнокультурные особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология, народные промыслы и др.). Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие особых вариантов базисных учебных планов и примерных основных образовательных программ, предусматривающих изучение родного языка и литературы…». Содержание регионального компонента образования призвано носить комплексный характер. Концепция регионального компонента государственного образовательного стандарта определяет стратегию региональной образовательной политики. В связи с этим проблема комплексной работы по краеведению видится актуальной и своевременной. Географическое положение Забайкальского края, его богатое историческое прошлое, многонациональный состав, значительные природные ресурсы, самобытная культура, литература не могут не входить в объект изучения образовательных учреждений. Жители Забайкальского края, изучая историю и культуру своей малой родины, должны ощущать себя частью российского общества, одновременно осознавая себя забайкальцами. Система комплексной работы по краеведению, изложенная в данном проекте, может помочь в решении данной проблемы. Опыт работы по краеведению весьма различен: в некоторых школах изучается археология, в других – история своего поселка, где-то в преподавание различных предметов вводится региональный компонент. В нашей школе накоплен большой опыт краеведческой работы, сформировавшийся в течение многих лет и передаваемый от поколения учителей-ветеранов молодым педагогам. Богатая и интересная история поселка, где в 1920 г. проходил исторический съезд восставших рабочих и крестьян, где жили и работали такие замечательные личности, как забайкальский писатель Г.И. Шелест, журналист В.Н. Липатов, Герой Советского Союза П.Д. Богданов, неизбежно привела к созданию школьного краеведческого кружка, а позднее – и школьного краеведческого музея. В течение 20 лет на базе музея сформировалась определенная система работы, которая привела к созданию данного проекта. Суть инициативы.
Замысел ОЭР в том, чтобы через комплексную работу по краеведению на базе школьного музея реализовывать региональный компонент Базисного Учебного плана. Основные формы работы:
Перспективы работы:
Объектом ОЭР является работа по краеведению (урочная и внеурочная) в 5-11 классах Дровянинской СОШ.
Цель ОЭР: обеспечить реализацию регионального компонента Базисного Учебного плана, повысить интерес к образовательному процессу, качество знаний по предметам русский язык, литература, история, краеведение через создание системы комплексной работы по краеведению.
Задачи ОЭР:
Гипотеза ОЭР: Если реализовать принципы системы комплексной работы по краеведению, то повысится интерес учащихся к обучению, качество знаний, уровень воспитанности, гражданственности, зрелости.
Риск: данная система работы может не реализоваться по таким причинам, как:
Критерии оценки ожидаемых результатов:
Сроки эксперимента: 2009 /2010 учебный год – продолжение эксперимента, получение технического задания; 2010/2011 учебный год - завершение эксперимента, введение работы по краеведению в штатный режим.
Форма представления результата:
Научно-методическое обеспечение ОЭР: --list--•1. Федеральный базисный учебный план. --list--•2. Концепция регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Забайкальского края. --list--•3. Учебно-методический комплекс В.С. Левашова «Фольклор Забайкалья». --list--•4. Методическая литература ЧИПКРО по краеведению Забайкалья. --list--•5. Энциклопедия Забайкалья.
Методы проведения ОЭР: •1. Диагностирование. •2. Педагогическое наблюдение. •3. Анкетирование, интервью. •4. Тестирование, творческие и контрольные работы. •5. Апробация методических разработок по краеведению. •6. Анализ мониторинговых исследований. •7. Классификация и систематизация материалов по ОЭР, их публикация. |
|