Программа 11 класса открывается темой Великой Отечественной войны в забайкальской литературе. В этом разделе изучаются как произведения самих участников войны (лирика И. Молчанова-Сибирского, К.Седых, С.Тельканова, военные повести С.Зарубина «Трубка снайпера» и «Путь разведчика»), так и литература более позднего периода. Например, тема военного детства прослеживается по произведению Е.Куренного «Скирды горят». С жанром военного приключенческого детектива учащиеся знакомятся по повести Н.Юрконенко «Парабеллум гауптмана Либиха».

       Далее следует тема «Литературное движение в Забайкалье в послевоенные годы», в которой рассматриваются такие вопросы, как создание в Чите профессиональной писательской организации, приезд в Читу А.Твардовского, развитие критики и библиографии, создание Агинского литературного объединения, зарождение литературных праздников «Забайкальская осень», проведение семинаров молодых авторов Сибири и Дальнего Востока. Отмечается развитие в региональной литературе тем и веяний, присущих искусству страны в целом. Отдельной темой изучается литературная деятельность отца и сына Липатовых.

       Литература Забайкалья на современном этапе представлена произведениями В.Никонова, Г.Граубина, Н.Кузакова, Е.Куренного, Г.Донца, А.Озорниной. Их произведения также изучаются в контектсте общероссийской литературы. Например, при изучении повести Н.Кузакова «Тайга - мой дом» образ эвенкийки Авдо с ее легендами мы сравниваем с образом горьковской старухи Изергиль. Поэзия Забайкалья представлена такими именами, как Р.Филиппов, В.Озолин, Н.Савостин, М.Вишняков, Б.Макаров, А.Жамболон, В.Балдоржиев. Отдельно рассматривается женская лирика Забайкалья: Е.Стефанович, В.Измайлова, О.Коваленко, С.Намсараева, Е.Ерофеева.  Лирика Г.Головатого изучается в теме «Поэзия мужества». Авторская песня забайкальских бардов К.Шлямова, Е.Стибы, И.Скворцовой, С.Леонова, Л.Семенковой также вызывает интерес у старшеклассников. В заключении курса изучаются периодические издания. В противовес «желтой» прессе я рекомендую учащимся такие издания, как  старейшая газета «Забайкальский рабочий», уже зарекомендовавшая себя «Чита литературная», новая газета «Культура Забайкалья», а также превосходный краеведческий журнал «Забайкалье». Также на пороге студенческой жизни я знакомлю старшеклассников с правилами работы в фондах Областной библиотеки им. А.С.Пушкина. Заключительный вопрос программы – основные проблемы и противоречия литературного процесса Забайкалья в начале 21 века. Подчеркивается роль забайкальской литературы в художественном познании истории и современности края, ее воздействие на духовное самосознание населения и ее место в общероссийском литературном процессе.

           Изучение курса предполагает систематическое чтение художественных текстов, краеведческой литературы, региональных газет и журналов. Возможны и такие виды работ, как изучение архивных материалов,  деятельность школьных музеев, знакомство с творчеством самодеятельных авторов, собственное поэтическое творчество. Комплексный подход к краеведческой работе предусматривает и связь с другими видами искусств: музыкой, театром, живописью, кинематографом, прикладным искусством. В работе используются экскурсии в музеи области, встречи с забайкальскими писателями. Оборудованием уроков могут послужить фрагменты из художественных фильмов - экранизированных произведений забайкальских авторов («Даурия», «По ту сторону», «Если ты прав» и др.), а также  документальные фильмы Читинского телевидения, аудиозаписи песен забайкальских композиторов. В преподавании курса также, как и на традиционных уроках литературы, обращается внимание на художественное своеобразие и жанры произведений, изобразительные средства, стиль писателя, используется  чтение стихотворений наизусть, написание сочинений, изложений, творческих работ, подготовка рефератов и докладов. В преподавании курса сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы, применяются такие виды контроля, как зачет, тестирование, возможна также и сдача экзамена по данному курсу. Дополнением к урокам краеведения могут быть и факультативы, и элективные курсы, на которых особо заинтересованные учащиеся могут углубленно  разрабатывать отдельные темы, готовится к краеведческим конференциям и слетам.

      Актуальность  работы по литературному краеведению, ее значимость на современном этапе трудно переоценить. В частности, комплексная работа по

данной программе может способствовать решению тех задач, которые поставлены в Программе по повышению качества российского образования.                                                   

Утрата тех моральных ценностей, на которых воспитывалась молодежь предыдущих поколений, может быть восполнена через привитие школьникам любви к малой родине, через воспитание гордости за свой край, за его историю и культуру. Систематическая работа с книгой, справочной литературой способствуют ранней профориентации, разумной организации свободного времени, развитию эмоциональной сферы. Без изучения культуры своей малой родины в контексте российской и мировой культуры возрождение общества невозможно.

                                 Сборник статей «Региональный компонент содержания образования» , 2007 год

Конструктор сайтов - uCoz