10 класс открывает тема «Развитие культуры и литературы в Сибири в начале 19 века», в которой изучаются общественно-исторические условия развития сибирской литературы, роль  купечества  в этом процессе, развитие романтического направления в произведениях сибирских писателей, отзывы Белинского о творчестве Калашникова и Щукина. Важно подчеркнуть, что сибирские писатели впервые ввели в российскую литературу тему Сибири, пропагандировали ее, знакомили российского читателя с богатством нашего края, с темой каторги и ссылки. Уместно изучение в данном разделе  современного романа О.Хавкина «Дело Бутиных», в котором прослеживается роль купечества в развитии культуры нашего края.

     Продолжают курс темы «Рукописные и печатные журналы в Забайкалье», «Первые поэты Забайкалья». Традиционная тема о первом поэте Забайкалья Ф.Бальдауфе дополнена изучением творчества таких малоизвестных поэтов и мыслителей, как Таскин, Мыслин, Немчинов. Изучается и деятельность Нерчинских литераторов-краеведов: Бобылева, Стукова, Зензинова,Мордвинова, их связь с декабристами.

      Наверное, в большей степени, чем кому-либо из сибирских писателей, выйти из орбиты краевой литературы на орбиту не только общероссийскую, но и мировую, удалось П.П.Ершову с его знаменитой сказкой-поэмой «Конек-горбунок». Сбор фольклорного материала для сказки осуществлялся в Сибири. Учащиеся исследуют забайкальский вариант сказки о коньке-горбунке, сравнивают его с литературной обработкой Ершова, находят сходства и различия ( в жанре, сюжете, образах, художественных средствах, авторской позиции и др.), отмечают сибирские диалекты в тексте Ершова. Также говорится о роли А.С.Пушкина в редактировании и издании этой сказки.

         Продолжается курс темой «Журналы «Полярная звезда» и «Колокол» А.И.Герцена в Забайкалье». Показать значение герценовских журналов, привозимых из Лондона купцами, сочувствующими революционерам, в развитии свободной мысли в Забайкалье – вот задача данного раздела.

       Далее следуют такие ставшие традиционными в литературном краеведении Забайкалья темы, как «Н.Г Чернышевский в Забайкалье», «Поэт М.И.Михайлов в забайкальской ссылке», «Чехов в Сибири».

     В теме «В годы социальных потрясений» изучается литература периода революции и гражданской войны: литературная деятельность С.С.Шилова, М.Азадовского, Г.Безымянного, Н.Асеева, К.Седых, В.Кина. Развитие поэтического жанра, наличие революционного романтизма характерно для этого периода. Особый интерес вызывает литературная деятельность футуристов в Чите, их связь с В.Маяковским, приезд в Читу отца российского футуризма Д.Бурлюка. Продолжают курс темы «А.А.Фадеев в Забайкалье», «Ф.Гладков в Забайкалье». Прослеживается отражение темы революции и гражданской войны в современной забайкальской литературе. Изучаются такие произведения, как романы  «Даурия» К.Седых,  «Забайкальцы» В.Балябина и проводится параллель с романом М.Шолохова «Тихий Дон».Образы детей и юношества в революции рассматриваются в произведениях Н.Ященко: в повестях «Босоногая команда» и «Искры не гаснут», в документальной повести «Журавли не знают покоя». Интересны и рассказы Г.Шелеста о гражданской войне, которые К.Симонов назвал новеллами и сравнивал с рассказами И.Бабеля. Новый взгляд на революцию представлен в документальных повестях Г.Граубина «Прежде, чем грянет выстрел» и В.Василевского «Забайкальская белая государственность», в поэме М.Вишнякова «Золото короны».

         Тема сталинских репрессий изучается по произведениям Г.Шелеста «Колымские самородки», обращается внимание на вступительную статью К.Симонова, проводится параллель между рассказами Шелеста и «Колымскими записями» В.Шаламова. В романе А.Солженицына «Архипелаг ГУЛаг» в 3 части содержится резкая критика героев и автора «Колымских самородков». Стоит обратить на это внимание и предложить учащимся исследовательскую работу текстов романа Солженицына и рассказов Шелеста, решая вопрос, прав ли был Александр Исаевич. Тема  взаимоотношений репрессированных отцов и их детей раскрывается в рассказе Е.Куренного «Непрощенный день».

Конструктор сайтов - uCoz