К вопросу о преподавании литературного краеведения в  старших классах (презентация проекта программы)

 

       В структуру базисного учебного плана входит  как инвариативная часть, которая создает единство образовательного пространства на территории страны и обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, так и вариативная часть, учитывающая региональные социокультурные особенности и традиции и обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.

      Цель литературно-краеведческого образования – становление духовного мира школьников, развитие его нравственного и эстетического уровня в непрерывном совершенствовании, реализация его творческих возможностей. Литературное краеведение призвано приобщить учащихся к изучению культуры своего края, воспитывать у них чувство гордости за свою малую родину. Изучение литературы Забайкалья включает необходимые сведения по истории, этнографии, диалектным особенностям края.

      По словам  известного забайкальского литератора Марка Азадовского, «неотъемлемой частью общерусской, общенациональной культуры и литературы являются те культурно-литературные процессы, которые происходят на окраинах». Литература Забайкалья как предмет изучения представляет немалый интерес как для учителя, так и для учащихся. Данной проблемой я занимаюсь на протяжении десяти лет. На базе школьного литературно-краеведческого музея имени забайкальского писателя Г.И.Шелеста провожу уроки литературного краеведения. Мною разработана авторская программа, составлен библиографический список к ней по каждой изучаемой теме, а также разработан курс лекций по литературному краеведению для учителей и учащихся. Предлагаемая программа является естественным логическим продолжением программ по изучению фольклора Забайкалья. Сказки, мифологические рассказы, легенды и предания, народные песни, произведения забайкальских авторов, многие из которых вышли из рамок местной литературы, стали достоянием общероссийской культуры и были экранизированы, являются дополнительным содержанием к основной программе по литературе.

       Изучение литературы Забайкалья построено по хронологическому принципу. Показать связь краевой литературы с общероссийской и мировой литературой, продемонстрировать диалог культур – вот одна из основных задач данной программы.

        Переходным звеном от изучения фольклора в 5-8 классах является тема         «Древнерусская литература», которой и открывается программа 9 класса. «Житие протопопа Аввакума»- это первое художественное произведение о нашем крае. Показать художественное своеобразие этого произведения, систему образов, символический подтекст, подчеркнуть, что этот памятник древнерусской литературы является по сути дела предтечей литературного движения в Восточной Сибири – такие задачи решаются на уроках по этой теме. В этом ключе для сравнения можно изучать и просветительскую деятельность пустынника Варлаама Чикойского. В данной теме прослеживается связь древней литературы с современной: на уроке используются стихи М.Вишнякова о протопопе Аввакуме, а также его перевод «Слова о полку Игореве».

      «Развитие книжно-рукописных традиций в Забайкалье в 17 веке» - эта тема продолжает изучение курса. Летописи, отписки, челобитные, дневниковые записи дипломатов и ученых, путешественников 17 века – вот предмет изучения в данном разделе. Нужно показать их значение для развития литературного движения, проследить отражение в современной деловой лексике книжно-рукописных традиций 17 века.

       Далее в программе следует тема «Прадед А.С.Пушкина Ибрагим Ганнибал в забайкальской ссылке». После короткой исторической справки о происхождении Ибрагима Ганнибала и его службе при Петре 1 изучается пребывание арапа Петра Великого в Забайкалье, рассматриваются произведения А.С.Пушкина, посвященные своему знаменитому прадеду, а также стихотворение сибирского поэта М.Сергеева о Ганнибале.

     Следующая тема – «Литературная и культурно-просветительская деятельность А.Н. Радищева в Сибири». [Некоторые темы выходят за географические рамки Забайкалья, но я руководствовалась значимостью вопроса и тем, что Забайкалье – это часть Сибири]. В данной теме обращается внимание на малоизвестные труды А.Н.Радищева, написанные им в Сибири: философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», экономический трактат «Письмо о китайском торге», историческую работу «Сокращенное повествование о приобретении Сибири». Используется стихотворение М.Скуратова «Илимский острог».

          В большом блоке «Культурная, общественно-полезная и литературная деятельность декабристов в Забайкалье» рассматриваются такие темы, как поэмы Н.А.Некрасова о декабристах, литературная деятельность декабристов и их жен, активное участие декабристов в издании газет и журналов, декабристы в фольклоре, живописи, музыке. Прослеживаются и такие вопросы, как декабристы и А.С.Пушкин, декабристы и М.Ю.Лермонтов. Используются  поэтические произведения М.Вишнякова, К.Лисовского, М.Сергеева. Также проводится диспут по обсуждению полемической статьи забайкальского краеведа В.Апрелкова «Тени 14 декабря».  

Конструктор сайтов - uCoz